Найти в Дзене
Книга и жизнь

Последняя книга

Из открытогоисточника
Из открытогоисточника

Общеизвестно, что Иван Андреевич Крылов умер в 1844 году, 9 ноября ранним пасмурным и дождливым петербургским утром, в собственном доме. Но то, что он сделал в последние часы своей жизни, просто потрясает.
Почти 30 лет он верой и правдой прослужил в Русском отделе Публичной библиотеки. В марте 1841 года вышел в отставку: возраст почтенный - 72 года! И как бы он ни любил свою ежедневную библиотечную деятельность, годы берут своё, многое в ежедневных делах становится обременительным, сил меньше, а надо успеть выпустить итоговую, главную книгу.
Он оставляет привычную казённую квартиру в здании библиотеки на углу Садовой и Невского проспекта и покупает на Первой линии Васильевского острова большой каменный дом с садом купца Блинова. Сам занимает первый этаж, а в верхних комнатах поселяет свою крестницу Сашу с мужем и детьми. Долгие годы проживший в одиночестве, он по сути обретает семью, с удовольствием возится с детьми, участвует в традиционных семейных чаепитиях. Из дома выезжает редко, постоянно бывает только у Олениных.
Жизнь шла неторопливо по заведённому порядку. Вставал после 9 часов, надев удобный широкий халат, подходил к окну, кормил голубей, которые запросто залетали к нему в комнату, брали корм из рук, садились на плечи, ворковали. Этих птиц он любил всю жизнь. После этого сразу начиналась работа: он приводил в порядок все свои 205 басен. Вчитываясь в каждую, поэт добивался важнейшего: совпадения формы и мысли, до такой степени, что нельзя не то что выкинуть слово, поменять местами невозможно - исказится суть. В басне, как в песне, слова долны литься сами. Этого совершенства Крылов добился в своей последней книге.
10 лет басни Крылова издавал А.Ф.Смирдин. 8 книг, 186 басен, первое издание было недорогим, но каждое следующее становилось дороже из-за более дорогой бумаги, богатых заставок, обилия иллюстраций... Издание 1834 года с раскрашенными от руки гравюрами А.П.Сапожникова стоило 175 рублей!
Последняя книга совсем другая. Для почти полного собрания сочинений она невелика по объёму, напечатана на тонкой бумаге, басни идут подряд, нет ни виньеток, ни заставок, ни иллюстраций, шрифт самый простой. Крылов хотел предельно удешевить книгу... Предназначая книгу читателям из народа, Крылов так её выстроил, чтобы
правда, которой он всю жизнь служил, была понятна именно этому читателю. А иносказание всегда присутствовало в нашем фольклоре, эзопов язык басен легко понимался народом. Печаталась книга в типографии военно-учебных заведений, которой ведал генерал-майор Я.И.Ростовцев, сам предложивший это решение Крылову.
Книга готова, но автор распорядился весь тираж запаковать в холщовые тюки и положить на хранение в типографском складе.
4 ноября 1844 года любивший вкусно поесть Крылов плотно поужинал протёртыми рябчиками, обильно полив их маслом, а ночью почувствовал острую желудочную боль, постоянно усиливающуюся.
Врачи помочь не могли. Двустороннее воспаление лёгких (именно таков окончательны диагноз) и в наше время тяжелейшая болезнь, а тогда...
Крылов понимал своё состояние, однако не терял самообладания, шутил с домашними, принимал по мере сил посетителей.
На третий день болезни он продиктовал завещание, писать сам уже не мог. Всё своё имущество и право на издание книг в течении 25 лет завещал Калистрату Савельевичу Савельеву, мужу крестницы Саши, начальником которого был Я.И.Ростовцев.
В свою последнюю ночь он пытался развеселить всех, сидевших у его постели, басней о самом себе... До последнего часа был в сознании, попрощался с близкими и попросил, чтобы выполнили его п
оследнюю волю - порадовали друзей приглашением на похороны книгой его басен.
Это он поручил сделать своему издателю и душеприказчику Якову Ивановичу Ростовцеву. Крылов просил сделать типографскую подготовку книг к такому дарению.
Ростовцев сразу же отправился в типографию, упросил наборщиков ручным способом оттиснуть на на первом чистом листе каждого экземпляра тут же принесённых со склада книг надпись:
"9-го ноября, 4 1/2 часов утра. По желанию Ивана Андреевича Крылова присланное душеприказчиком его Яковом Ивановичем Ростовцевым". Небольшая часть книг сразу же была разослана некоторым друзьям Крылова. Распорядившись таким образом, Ростовцев поспешил назад к постели умирающего. Около 8 часов утра 9 ноября всё было кончено. Крылова не стало.
Я.И.Ростовцев, навсегда простившись с другом, снова поспешил в типографию, чтобы наборщики успели сделать новую обложку, новый титул для книг и новую надпись:
"Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию. Санкт-Петербург, 1844. 9 ноября 3/4 8-го утром".
Так надпись на книге удостоверяла точное время смерти поэта.
Больше тысячи петербуржцев 9 ноября 1844 года получили пакеты, в которых лежал экземпляр басен Крылова со скорбной дарственной. Потрясающий и незабываемый подарок...
Из-за срочности и волнения книги оказались с некоторыми различиями: где-то было 2 титула, где-то различный год выпуска стоит 1843 или 1844, для некоторых была сделана специальная траурная обложка из белого картона с чёрным ободочком.
Уже тогда современники понимали уникальность и значение этой книги. Крылов не оставил списка друзей, кому послать эту книгу. Известно, что Е.А.Энгельгардт обращался к Плетнёву с просьбой помочь получить такую книгу у Ростовцева. Крылов вообще хотел раздать желающим весь тираж книги - 12000 экземпляров, но Ростовцев обязан был покрыть расходы типографии, видимо поэтому раздал только часть тиража. Судя по всему, что происходило в жизни Крылова в последние годы, сделать свою последнюю книгу такой, он решил достаточно давно, это его рукотворный памятник себе.
Хоронили поэта 13 ноября с роскошным церемониалом (по распоряжению Николая I) из Адмиралтейской церкви св. Исаакия Далматского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Человеческая жизнь конечна, а вот дела продолжают жить.
__________________________________________________________________________________________
Спасибо за дочитывание, жду комментариев, подписки, пальцев вверх. Всем добра.