Для начала расскажу свою (и думаю не только свою) историю. Семья среднестатистическая. Живем в поселке. Муж работает. Я занимаюсь хозяйством. Дочка в 6 классе - 11 лет. Однажды приходит из школы и взахлеб рассказывает, как приходили к ним психолог и инспектор ПДН. Как рассказывали про разные жизненные ситуации, про телефон доверия. Сам номер телефона повесили на видном месте.
Поговорили, да забыли. Причин особых помнить не было. Ребенок поздний, любимый, где-то избалованный. Конечно же, всякое случалось: и по душам разговаривали, бывало и ругали, и наказывали. Но никакого жестокого отношения не было, да и быть не могло.
Прошло какое-то время. Я про тот разговор вообще забыла. А вот ребенок нет.
А дальше, почти как в передачи "Мужское и женское" от 29 января этого года. Именно эта передача и сподвигла написать статью.
Пара двоек, капризное поведение и в итоге угроза с моей стороны лишения телефона и вечерней прогулки. Но дело до этого не дошло. Как только были произнесены мной эти слова, последовал моментальный ответ:"Сейчас позвоню и расскажу, что ты меня обижаешь, и пусть тебя накажут!"
А сейчас, перед тем, как напишу, что я ответила, мне бы хотелось немного порассуждать...
Никто не отрицает, что есть в нашей стране неблагополучные семьи и вполне возможно их немало, коли за 10 лет существования телефона доверия им воспользовалось 10 млн. человек. Хотя, если честно, я в это не очень-то и верю.
Но кто нибудь подсчитал, скольким родителям и как пришлось отвечать на "угрозу звонка и их(родителей) наказания" ?
Слово "нельзя" в жизни малыша появляется довольно рано. Порой он в это время даже не умеет говорить.
А слово и понятие ЖЕСТОКОСТЬ? Дети совершенно не отдают себе отчета, что слова"обижать" и "жестокость" далеко не синонимы. И просчитать последствия того или иного действия тоже не в состоянии. И хорошо, если вы успели им объяснить, что может произойти после "ТАКИХ" звонков, чем это может закончиться как для родителей, так и для самих деток. А если нет...
Посмотрите передачу.
В той рязанской реальной истории, меня очень удивило поведение директора школы. Семья многодетная, а значит так или иначе ее знали не один или два учителя, но и директор тоже. Почему же, не разобравшись, она кинулась диктовать девочкам текст доноса? Именно ДОНОСА. Другого слова у меня просто нет. И уж совсем не понятно поведение ОПЁКи. Ведь они сами давали добро этой семье на усыновление СЕМЕРЫХ детей. Сами провели проверку и не нашли никаких нарушений. Как же это дело вообще попало в прокуратуру?
А теперь просто вспомните, сколько раз показывали детей, к которым на самом деле применяли насилие. И сколько слез вы видели, когда дети признавались в любви к своим мучителям, просили не разлучать их, вернуть домой.
Сейчас таких стараются не показывать. Наоборот, один за другим выходят передачи, где кто то из детей, обычно старший, просит защиты.
И вот тут у меня возникают вопросы к соседям, к участковому, к учителям, к ОПЕКе, к инспектору ПДН. Где они были?
На днях депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Петров вышел с предложением к министру просвещения о вводе в школьную программу занятий по составлению жалоб. И хорошо, если умение писать жалобы будут направлены на борьбу с коррупцией, как того желает депутат. Давно ли сбросили с пьедестала Павлика Морозова? И тут же вспоминаю высказывание Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". А получается у нас почему-то всегда плохо.
Но вернемся к моей истории. Через несколько дней состоялось родительское собрание. И, естественно, я подняла разговор на эту тему. Каково же было мое удивление, когда еще 6 родителей признались, что и у них дома произошел такой же конфликт и такой же разговор. А ведь это благополучные семьи.
Но что еще более поразительно. Как могли 7 человек, не сговариваясь, ответить почти одними и теми же словами: "Звони. Пусть приедут и заберут. Вот только кому будет плохо? Мы лишимся только тебя. Но ты потеряешь больше: маму, папу, дом, друзей, школу. Все свои любимы вещи, телефон. Свободу". А теперь добавлю еще и свои слова: "Если ты считаешь, что мы с папой на самом деле обращаемся с тобой жестоко, бьем, морим голодом, заставляем с утра до вечера работать, воровать, попрошайничать. Если мы грязные бомжи, алкаши и тебе будет лучше в детдоме со всеми вытекающими последствиями, ты просто скажи. И я сама позвоню по этому телефону. Возьму всю "вину" на себя, только чтобы тебе было хорошо". Дочка минут 5 стояла в шоке. Потом молча ушла из комнаты. Я не знаю, о чем думал в это время мой ребенок. Но мне кажется, за эти несколько минут она осознала многое. Инцендент завершился объятиями, извинением и морем слез. Больше к этой теме мы не возвращались.
Знаю, многие напишут, что я применила нечестный прием - шантаж. Вполне возможно, что кто то нашел бы другой выход. Может....
И как итог: может нам, взрослым, не стоит ставить наших детей перед таким выбором; стоит быть внимательными к соседским и не только детям; может людям, в силу своей профессиональной деятельности, стоит быть более гибкими и, опираясь на законы, не забывать о человечности.
Моя история - частный случай.
А телефон доверия так и останется ПАЛКОЙ О ДВУХ КОНЦАХ.