Автомашина стала не только обычным каждодневным средством передвижения, но и постепенно становится насущной потребностью большинства людей. Расширение автоспорта ведет к возникновению новой области человеческих отношений, поскольку в дорожном движении в общение входят водители автомашин, мотоциклисты, велосипедисты, с одной стороны, и все они вместе взятые, с пешеходами - с другой.
Водители, велосипедисты и пешеходы, официально выражаясь, участники дорожного движения и поэтому их поведение на дорогах и за рулем регулируется и определяется особым постановлением ГИБДД о правилах дорожного движения. Эти правила очень точно определяют права и обязанности тех, кто передвигается по дорогам городов, населенных пунктов, по шоссе и иным путям связи.
При разработке правил дорожного движения исходят из принципа, что они должны удовлетворять интересы всего общества и в наибольшей степени гарантировать безопасность каждого человека в отдельности, его защиту и защиту имущества. Пропаганде и объяснению этих правил уделяют большое внимание радио, телевидение и печать. Соблюдать все пункты этих постановлений и правил — обязанность всех, будь то автомобилисты, мотоциклисты, пешеходы или велосипедисты. Конечно, каждый участник дорожного движения может вести себя точно в соответствии с постановлением, но он может сделать и кое-что сверх того.
А это «сверх того» означает проявление человечности — основы основ хорошей обстановки и благополучия на наших дорогах. Водитель машины прежде всего должен видеть за рулем других машин человека. А этот водитель может быть или очень опытным, или еще начинающим. Но вежливый водитель это понимает. Он не осыпает другого ругательствами, не оскорбляет унизительными жестами. Не все машины в равной степени совершенны, но это еще не повод кичиться своей или же недооценивать водителей более слабых машин. Выражать презрение по отношению к другим водителям, смеяться над ними — все это отнюдь не говорит в пользу сидящего за рулем. Часто критикуют и высмеивают других именно средние водители. Всем известно, что прекрасные водители, выдающиеся гонщики с мировым именем в обычной обстановке дорог отличаются скромностью, предупредительностью и точным соблюдением правил. Если водитель видит, что другой — в машине, идущей перед ним, — не знает местных условий, то он должен помочь ему: подсказать правильную трассу или, например, предложить ему «повиснуть» на нем, и таким путем вывести его из лабиринта улиц. Опытный водитель знает, как во время движения дать знать другому водителю (встречному или впереди идущему). О случившемся во время езды повреждении на его машине. К вежливости автомобилиста относится и его желание помочь другому в ситуации, когда тот сам не может справиться.
Предложить помощь, посоветовать, одолжить какую-либо запасную часть, бензин, вызвать помощь или оттащить поврежденную машину — все это входит в обязанности водителей. Благодарности, которые приходят в адрес таких водителей, свидетельствуют, кроме всего прочего, и о высоких моральных качествах этих людей: за свою помощь они не требуют никакого денежного вознаграждения — им достаточно одной благодарности. Но, естественно, пострадавший водитель обязан поблагодарить за помощь, а одолженные запчасти при ближайшей возможности вернуть или же оплатить стоимость. Место, где в наивысшей мере проявляется вежливость водителя, — стоянка машин. Хотя согласно правилам водитель обязан поставить свою машину так, чтобы занять как можно меньше места и не мешать проезду других машин, покидающих стоянку, случается не раз, что он ставит свою машину так, как главным образом устраивает его, не обращая внимания на других. Бывает, что водитель оставляет между машинами слишком большое расстояние или, напротив прижимается к «соседям» так близко, что не дает им возможности сесть в свою машину. Если происходит недоразумение или авария, споры свои с водителем другой машины мы стараемся разрешать, не прибегая к повышенному голосу, ругательствам или оскорбительным жестам.
Если мы не желая того, нанесли ущерб чьей-либо машине во время отсутствия водителя, мы должны оставить за «дворником» листочек со своим опознавательным номером и адресом. Воспитанный водитель не позволяет себе беспокоить граждан хлопаньем двери (особенно ночью и рано утром), максимально думает о пешеходах, не только потому, что это предписано правилами ГИБДД. Случается, что вежливый водитель предлагает свои услуги и знакомым, если ему с ними по пути, зная, что дорога в переполненном городском транспорте трудна для них. Такой водитель ограниченно курит в машине, включает радио, отопление, а при длительном пути приспосабливает скорость и длину пробегов к возможностям попутчиков, ибо не каждый одинаково переносит езду. Если с водителем — владельцем машины едет один человек, он садится возле него. Если в машину садятся многие, самое почетное место — заднее сиденье справа, его предоставляем самому уважаемому лицу. А вообще-то лучше договориться о том, кто где будет сидеть, чтобы занятое место всех максимально устраивало. Рискованной, лихой, а то и невнимательной езде мотоциклистов или велосипедистов в правилах дорожного движения отводится особая глава. Мотоциклисты и велосипедисты должны всегда помнить, что они более ранимы, чем водители машин, и что у них нет низких преимущественных прав по отношению к пешеходам. В соответствии с этим положением они и должны вести себя, соблюдая при этом особую осторожность.
Пешеходы не могут полагаться только на предупредительность или умелость водителей и на исправное состояние их машин. Они не должны забывать, что и им адресованы правила уличного движения и что соблюдая их, они прежде всего заботятся о собственной безопасности. Их невнимание и халатность подвергают порой нервы водителя тяжелому испытанию или, более того, влекут за собой различного рода трагические ситуации. Если пешеходы сами не соблюдают указаний, они не вправе винить водителей, ругать их или отпускать по их поводу неподходящие выражения и замечания. На безопасность дорожного движения могут влиять и те, что едут в машине, хотя они и не обязаны знать установленных правил. Конечно, с водителем собственной машины не запрещено разговаривать во время езды, но это вовсе не означает, что его можно отвлекать от его святой обязанности — внимательно следить за встречным движением, с другой стороны, приятный разговор во время ночной езды, например, может помочь водителю прогнать сонливость. Нужно следить за тем, чтобы не мешать водителю выкриками, критическими замечаниями. Не следует и давать водителю советы, что и как в данной ситуации он должен делать. У каждого водителя своя манера езды, и он наверняка знает, что должен сделать для того, что бы в безопасности довезти до цели всех своих пассажиров.
Пассажиры курят только тогда, когда не мешают этим водителю и остальным пассажирам, но, конечно, всегда как можно меньше. Особую главу в автомобилизме составляют отношения водителя с теми, кто пользуется попутной машиной. Конечно, если водитель подвезет кого-либо в плохую погоду — например, мать с ребенком, пожилого или больного человека, то это, несомненно, с его стороны большая любезность и проявление вежливости. Главным образом этим занимается молодежь. В этом случае следует предупредить о возможной опасности злоупотребления доверием как с одной, так и с другой стороны. В каждом случае водителю не мешало бы подумать, следует ли остановить машину. Но если уж он соглашается это сделать и предлагает свою помощь, то, уж конечно без каких-либо задних умыслов, с полным сознанием своей ответственности за безопасность этого человека. Тот, кто воспользовался попутной машиной, в свою очередь, должен следовать всем указаниям водителя, не требуя того, чтобы ради него изменили трассу; такой человек должен вести себя корректно и тактично и поблагодарить за проявленную любезность. Если на голосование отваживается девушка, то она сразу же должна дать ясно понять, что не стремится ни к каким приключениям, ни к какому знакомству; она должна вести себя максимально сдержанно, чтобы не подвергать себя опасности быть неправильно понятой легкомысленным водителем