Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Как я пытался вернуться к магнитной записи и почему возвращения не случилось.

На самом деле ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, у каждого человека, побывавшего в аналогичной ситуации, может быть свой. И то, что изложу я – лишь моя собственная версия. Но, для начала, предыстория.
В начале января текущего года я выложил статью о кассетной деке «Соната-202».Выложил просто так, без всяких там далеко идущих планов. Аппарат, по моему мнению, был малоизвестным и ничем не

На самом деле ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, у каждого человека, побывавшего в аналогичной ситуации, может быть свой. И то, что изложу я – лишь моя собственная версия. Но, для начала, предыстория.

В начале января текущего года я выложил статью о кассетной деке «Соната-202».Выложил просто так, без всяких там далеко идущих планов. Аппарат, по моему мнению, был малоизвестным и ничем не примечательным, кроме своей горизонтальной ориентации. Более того, во время владения оным я был более чем разочарован. Собственно, наверное, это и была первоначальная цель: рассказать о таком вот глобальном фиаско производителя. Просто в последнее время очень много «сказок» из серии: что в СССР всё было хорошо. На самом деле было по всякому: и хорошо (относительно) и не очень. Но я абсолютно не ожидал что обсуждение данной статьи уйдёт в несколько иное русло, хотя ещё классик говорил: "...Нам не дано предугадать,чем наше слово отзовётся...".Однако эти бурные обсуждения подтолкнули на то, чтобы написать ещё несколько статей на тему кассетных дек из СССР. Но писал я лишь о тех моделях, которыми когда - либо владел. Да…эти статьи прибавили к моей «карме» как плюсов, так и минусов. В плюсы можно отнести рост числа подписчиков в геометрической прогрессии: всё - таки людей больше интересует то, что было если не у всех, то у многих. Ведь среди меломанов в возрасте от 40+ и выше почти нет таких, у кого бы в своё время не побывали «Маяки», «Радиотехники», «Веги», «Яузы» и прочие. А вот владельцев Accuphase, Nakamichi или ещё более экзотических аппаратов из США типа Counterpoint, SAE и др. и в настоящее время очень немного. Соответственно слушать их и писать про эти аппараты интересно, но на бурные комментарии рассчитывать, явно не стоит. Но это что касается плюсов. Что же до минусов…Я много о себе узнал нового))))) И дилетантом меня называли, и то что у меня никогда и ничего из аппаратуры не было и нет - писали. И в том что я пишу ради денег тоже говорили. Ну вот кстати о последнем: буквально пару дней назад «коллега по цеху» Олег Шаманков (он же Prophеtmaster) выложил статью, в которой я готов подписаться под каждым его словом. Сам планировал написать что-то подобное, но Олег опередил - «буквально с языка снял». Так вот в числе прочего он в своей статье рассказывает, сколько он «зарабатывает» на Дзене. Правда Олег почему-то удалил данный материал.По мне-так он был достоин того чтобы с ним ознакомилось как можно большее количество людей,но автору видней.Но если в сжатом,законспектированном виде – на теме, которой мы служим заработать можно разве что на оплату месячного трафика интернета и, если повезёт, ещё удастся оплатить абонентскую плату за телефон. Считать ли 3-4 тысячи в месяц адекватной платой за 20-30 часов работы над статьями - вопрос риторический(лично я,когда начинал работу над данным материалом,на балансе имел 0 рублей ). Что же касается плагиата, то и у меня уже «тырят» материал и, незначительно переделав, выкладывают под видом своего. С одной стороны кража есть кража и отношение к ней соответствующее. Но с другой: если у тебя крадут, значит ты чего-то там стоишь и не всё так уж плохо)))

И ещё. Писать о том, что у тебя было 30-40 лет назад невероятно сложно. И восприятие тогда было совсем иным и аудиотракт- был не всегда эталонным. Да и память человеческая от компьютерной отличается: дефрагментацию ей не сделаешь. Но битые сектора встречаются и там и там. Поэтому иногда и ошибаешься/заблуждаешься: порой то, чего не было, кажется что было и наоборот. И ладно если бы тебя в комментариях вежливо поправляли, так нет - некоторых хлебом не корми - дай только найти какое-то несоответствие. Особенно много развелось любителей выискивать всякие «ляпы» в кино: как в старом советском, так и в современном. Ну да ладно, «каждый может, как умеет». А ещё фотографии. А вернее их отсутствие. Что сказать, когда какой-нибудь Фома Неверующий требует: фото в студию? Ну не было в 80-е цифровых «мыльниц». НЕ-БЫ-ЛО! А фотографировать на ч/б плёнку, да не просто фотографировать, а чтобы что-то при этом получалось - это дано было не каждому. Не то чтобы это было сложно технически – нет. Просто это требовало терпения, а вот лично мне его тогда не хватало. К тому же сфотографировать это даже не полдела, а его треть. Потом надо было плёнку проявить, а затем и напечатать снимки. Фотоувеличитель, проявитель, фиксаж, ванночки для проявителя и закрепителя. А для особо продвинутых ещё глянцеватель. Ну и фоторезак конечно. А главное-помещение где всем этим можно заниматься. Ведь при проявке плёнки нужна была полная темнота. Кто жил в квартире с ванной комнатой-тем было проще. Но не все жили в таких условиях. А фотостудии «Кодак» (и пр.) появились лишь в 90-е и лишь тогда в России случился бум: плёночные мыльницы внезапно оказались чуть ли не у каждого. А ещё в 90-е появился «Поляроид» и хотя фотографии с него получались довольно посредственные по качеству и при этом достаточно дорогие по себестоимости, но какое-то время данное семейство фотоаппаратов было достаточно популярным. Вот из-за всего этого с фотками из 80-х и раньше - у многих напряжёнка. И поэтому доказать кому-то что у тебя в 82-м было это, а в 84-м то – ну никак не докажешь. Да и надо ли? Тот, кто готов поверить – поверит и без фото, а тот кто настроен скептично - тому и бумага от нотариуса - не доказательство.

А я всё таки вернусь ещё раз (и надеюсь что не в последний) к «магнитофонной» теме. Но, дабы исключить всякие «левые» обвинения о том, что это не мои фото и не моя история - сразу скажу ВСЕ ФОТО В ДАННОЙ СТАТЬЕ МОИ и статья написана на основе личного опыта. Плох он (опыт) или хорош – решать не мне, но он мой личный. Да и среди моих подписчиков есть люди, знающие не только меня лично, но и эти аппараты, а кто - то даже является их новым владельцем. Ну и с предысторией, пожалуй всё. Перейду к собственно фабуле.

По большому счёту в XXI век я вошёл без магнитофона. Музыкальный центр Philips MZ7 конечно позволял прослушивать кассеты и, как музыкальный центр, был, наверное, крепким середнячком, но к Hi-Fi такие аппараты отнести сложно. Какая - то коллекция кассет у меня была (ну с полсотни примерно), но часть из них была куплена в ларьках и вряд ли от них можно было ожидать качественного саунда, а другие хотя и были записаны собственноручно, но тоже с разных(и не всегда качественных) источников и на разных(тоже не супер - пупер)деках. Так что по - настоящему приличных кассет было лишь штук пять-шесть. И когда «Филипс» был продан тема магнитофона не поднималась несколько лет – меня вполне устраивал компакт-диск. Однако, спустя несколько лет, когда у меня уже была очень приличная компонентная система (см.фото ниже) мне захотелось вернуться к теме магнитной записи на новом витке.

В результате в моём жилище появилась двухкассетная дека «Yamaha KX-W392».Приводить здесь её подробное описание и технические характеристики я не буду: в сети в свободном доступе есть мануал на эту модель и желающие могут перейти по ссылке и полистать его виртуальные странички.

-2

-3

Скажу так: и по звуку и по «цифрам» в характеристиках аппарат был средненьким (по меркам импортных разумеется). «Средненьким» было и качество записи. Возможно в середине 90-х ( а она как раз из того времени) дека ещё могла удивить неискушённого и неизбалованного потребителя, но я как-то очень быстро подостыл и аппарат отправился к другому владельцу.

Несколькими годами спустя, у меня появился «TEAC R-560”. Его я не покупал. Наоборот, один знакомый попросил его продать и процесс затянулся чуть ли не на год. И весь этот год я (периодически) эту деку слушал. Кроме того что 560-я была однокассетной, каких-то кардинальных отличий именно по качеству записи/воспроизведения от вышеупомянутой «Ямахи» замечено не было.

-4

Один общий нюанс и для «Yamaha KX-W392» и для «TEAC R-560”: питание. Первый аппарат был изначально на наши 220/240 вольт, а второй имел мультивольтажный трансформатор и изначально был в стовольтовой версии. Для переключения на 240 вольт надо было снять крышку и перепаять перемычку на трансе что и было сделано.

А вот и «коварные» спецификации для 560-го:

Specifications

Type: auto reverse, 2-head, single compact cassette deck

Track System: 4-track, 2-channel stereo

Tape Speed: 4.8 cm/s

Heads: 1 x record/playback, 1 x erase

Motor: 1 x reel, 1 x capstan

Tape Type: type I, CrO2, Metal

Noise Reduction: B, C

Frequency Response: 25Hz to 19kHz (Metal tape)

Signal to Noise Ratio: 79dB (dolby C)

Wow and Flutter: 0.06%

Input: 97mV (line)

Output: 0.5V (line)

Dimensions: 435 x 144 x 286mm

Weight: 4kg

Почему «коварные»? Да потому что по цифрам всё выглядит достаточно неплохо. Правда хитрые маркетологи почему-то указали диапазон воспроизводимых частот лишь на ленте «Metal” и я догадываюсь почему. Именно по причине того, что цифры не всегда(далеко не всегда) имеют прямое отношение к качеству звука, я их привожу в статьях лишь иногда. Но , тем не менее «TEAC R-560” сумел меня удивить. Это произошло когда у меня появилась дека SONY TC-K555ESG . Именно начиная с неё, я понял, как может (и должна) звучать компакт-кассета. Поскольку в своё время я уже писал об этой деке, то вот ССЫЛКА на ту статью. Правда владелец сайта, на котором я разместил тогда этот материал, позволял себе вставлять в статьи других авторов собственные комментарии и иллюстрировал материалы не всегда теми (авторскими) фотографиями, прилагаемыми к самой статье. Именно поэтому сотрудничество с ним не получило развития - думаю любой автор меня поймёт: ничего хорошего, когда твой материал редактируют на собственный вкус быть не может. Вплоть до того что это может искажать твой замысел как автора. Так вот, возвращаясь к TEAC R-560. Кассеты, записанные на «Соньке» TEAC R-560 воспроизвёл настолько хорошо, что сразу можно было даже перепутать и не понять какой из аппаратов звучит в данный момент. При этом «писать» так, как «писала» SONY, TEAC даже близко не мог.

-5

-6

После SONY у меня гостила ещё одна Yamaha – на этот раз из «верхнего эшелона» - модель K-1xw.

-7
Ну вот примерно так состыковываются между собой магнитофон и усилитель Ямаха. На самом деле фотографии сделаны при разном освещении и кажется что цвет не совпадает.На самом деле всё  идеально.
Ну вот примерно так состыковываются между собой магнитофон и усилитель Ямаха. На самом деле фотографии сделаны при разном освещении и кажется что цвет не совпадает.На самом деле всё идеально.

Как и у SONY, у данной «Ямахи» было всё «по – взрослому»: и функционал на 100% соответствующий классу аппарата,и качество записи/воспроизведения. Внешность - вообще отдельная песня. В паре с интегральником, наподобии Yamaha A2000A видок был - закачаешься! Кстати именно с этим усилителем данная дека трудится в данный момент. К сожалению владелец не прислал фото и максимум, из того я могу показать - раздельные фото того и другого поскольку у меня дека и упомянутый усилитель были в разное время. Между тем есть и "чёрная" версия данной Ямахи-модель K-1x. Как раз в данный момент она на продаже у моего приятеля. Визуальные отличия между K-1x и K-1xw(кроме цвета) ещё и в боковых декоративных накладках: у К-1х они отсутствуют.Есть ли какие-то технические различия-врать не буду:не знаю.Но разница в изначальной цене имеется: при том,что обе деки 1987 года, K-1x стоила 118000 иен,а K-1xw -138000 иен. Может ли быть так, что 20000 иен стоят декоративные накладки? Когда дело доходит до дизайна,то всё случается.

Сказать, что мне понравилось больше: «Ямаха» или «Сони» - я не могу. Вернее могу(и в других материалах я подобные приоритеты расставлял, но это слишком индивидуально и субъективно), но не буду.В каждой из этих дек был свой, свойственный только ей, шарм. Но если рассматривать сегодняшние цены на вторичном рынке то именно в таком ключе приобретение «Ямахи» более выгодно. Если за неё (в зависимости от состояния и аппетитов продавца) сейчас просят 20-25 тысяч, то за «Сони» придётся отдать 30-35. А вот назвать аппарат, который превзошёл и «Сони» и «Ямаху» я могу легко. Это последняя (на сегодняшний день) дека, побывавшая в моих руках. И, поскольку, с момента, когда я с ней расстался (не без сожаления), прошло меньше года – воспоминания достаточно свежи.

На самом деле об Nakamichi 660ZX я тоже уже писал. Но не здесь, на Дзене, а на другом ресурсе. Поэтому повторяться не буду, но ссылку на тот материал дам. Вот ОНА.

-9

И хотя,по сравнению с "Сони" и "Ямахой", у "Накамичи" есть один жирный "минус"-отсутствие сквозного канала, но этот "минус" скорее в плане удобства записи-невозможность сразу слышать что получается на выходе и отсутствие возможности "на лету"сравнить отличие между оригинальным сигналом и его копией - для многих это играет важную роль.

Зато когда слушаешь как звучит 660ZX ,то всё ей прощаешь. И,если бы подобная дека была у меня в 90-е, я бы вряд ли отошёл от магнитной записи на столь длительный срок. А теперь...Вроде и ничего не забыл,но процесс записи стал утомлять - это во-первых.Коллекции кассет по сути тоже нет-это во-вторых.А в-третьих: с чего писать? С винила? Так нет у меня друзей-приятелей которые вот так,запросто, дадут пластинок "на переписать".Я и сам бы не дал. Вот и получается...что ничего не получается. Во всяком случае ПОКА не получается. И,тем не менее,крест на магнитофонах я не ставлю. Пусть мне в данный момент больше интересны "катушечники",но и "кассетники"я готов тестировать до бесконечности.Вот например есть возможность послушать в своей системе AKAI GX-F66RC 1982 года. Хотите обзор по данной модели?

P.S. Данная статья не про упомянутые в ней деки-они лишь для примера. Она про то,что вынесено в заголовок.Прошу учесть это при написании комментариев.Спасибо за внимание и понимание!