В 1990 году на экраны вышла социально-психологическая драма Хусейна Эркенова «Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал – впервые в советском кино актриса снялась полностью обнаженной! Именно после этой картины ее впервые назвали «секс-символом». Имиджу секс-символа способствовали как последующие работы актрисы в кино, так и другие обстоятельства: к примеру, друзей она порой встречала дома в полупрозрачной тунике, после чего по городу поползли слухи, что она всех гостей встречает дома голой. А однажды на спор обнажившись до пояса, она проехала в автомобиле по городу, что вызвало немалый переполох…
Итак, мой гость – заслуженная артистка РФ, эстрадная певица Елена КОНДУЛАЙНЕН.
– Что вы думаете о современном кино?
– Я думаю, кино – это форма отвлечения от агрессии человеческого сознания. Все-таки, как доказывает опыт жизни на Земле, человек по природе самый опасный, сильный хищник, и, осознавая это, он ищет себе отвлечения от разрушительной жизнедеятельности. Кино, как механизм и способ отвлечения и при этом обучения, как надо жить, идеален. Но, есть опасения, что этот механизм, сейчас, даёт сбой. Может потому что в наше время, практически каждый хочет быть актёром или режиссёром. Просто какое-то помешательство. Каждый снимает себя на фото или видео и выкладывает всю эту самодеятельность в интернет. И даже был период времени, когда "публика", вдруг взбунтовалась в интернете и поддерживала «лайками» только себя, своё так сказать "творчество", откровенно не желая оценивать артистов-профессионалов, или попросту закидывала их оскорбительными комментами.
– С распадом СССР существенно изменилась ваша аудитория – сложно ли покорять современного зрителя?
– Все течет, все меняется… Но меня удивляет, как многие стали воспринимать профессию артиста. Бытует мнение, что артистом может быть каждый, и эту "легенду" поддерживают профессиональные режиссёры, снимая "людей с улицы", тем самым разрушая избранность, а она, на мой взгляд, есть. Да, один раз, два не профессионал может быть интересен в качестве "себя", ну а потом он просто надоест, потому что не сможет перевоплотиться и стать "не собой", а сыграть персонаж, другой образ. Дилетанты не в одном деле не ценятся. Лично мне помогла удержаться на волнах успеха, на мой взгляд, обретённая хорошая актёрская школа. Над ней работали лучшие мастера-режиссёры, мои учителя в институте Л. Додин, А. Кацман, Г. Товстоногов. И я всю жизнь это помню, ценю и боюсь подвести и сыграть плохо. Это огромная ответственность перед мастерами. Это видят коллеги и поэтому приглашают меня в свои проекты. Это и есть репутация. Она достаётся очень не легко, ты, вообще, не имеешь права на ошибку, а тем более "звезду", потому что наша профессия коллективная, это не шоу-бизнес.
– Интернет пестрит статьями о секс-символе Елене Кондулайнен, но практически ни в одной из них не виден человек, актриса Елена Кондулайнен. Да, было время, 90-е, когда вы ворвались в наш кинематограф, покорив всех и вся. Но на смену тому кино пришло новое «независимое» кино. Расскажите, как вам удалось удержаться?
– Мало где пишут, но факт остаётся фактом, сейчас, у меня за 60 картин, среди которых есть сериалы по 24 и 36 серий. Удержаться сквозь года, очень сложно, здесь одной удачей или красотой или ещё чем-нибудь объяснять не правильно.
Потому что, например, быть красивым на сцене или на экране и быть красивым в жизни это разные вещи, вот выходит красавица (в жизни) на сцену и красота её куда-то исчезает, и она становится дурнушкой. Это и есть обладание профессионализмом – умение быть красивой на сцене и в кино. А удача это тоже аспект не простой, она так просто не даётся. Её надо готовить, постоянно работать над собой, оттачивая актёрское мастерство, чтобы тебя хотели приглашать играть ту или иную роль. Даже если, тобой сейчас никто не интересуется, ты должен сохранять веру в то, что это временно и увлечённо заниматься оттачиванием мастерства, т.к. случай, когда ты окажешься нужным, всегда возникает неожиданно и ты должен быть к нему готов во всеоружии.
Успешная карьера – это череда не упущенных случаев. Вот, например, когда у меня возникали перерывы в съёмках, я вместо того, чтобы ныть или заливать горе напитками от невостребованности, писала песни и музыку к стихам других поэтов. Музыка, написанная мною к стихам М. Цветаевой ещё в институте, выстрелила только сейчас, через много лет... Толи публика была не готова к восприятию, толи я выйти в образе барда с гитарой тогда. Но, сейчас, это выглядит органично и убедительно, имеет успех. Ещё моё убеждение, что энергия не проходит бесследно, и она всегда получит отклик, тем более упорная. А профессия артиста это и есть энергия, без неё артиста нет, и именно её наличие определяет квалификацию актёра.
Многие говорят о мастерстве актёра, как о некой актёрской свободе на сцене или в кадре. Но дело не в свободе, а как раз в напряжении, при свободе от себя, своего характера, именно это и привлекает внимание. Вялая, не транслирующая ничего сущность человека, никому не нужна и не интересна. Управляет вниманием "некое напряжение", но осмысленное и вдохновенное.
– А как вам молодое поколение? Тем более – в кинопространстве?
– Оно мне нравится, но хочется уточнить возрастные планки: 4-11 лет. Я с этим поколением много сталкиваюсь на сцене и в кино. Помню, как-то я играла в театре Луны музыкальный спектакль "Шантеклер", ко мне подошёл 10-летний мальчик и сказал, что я очень хорошо выглядела и сыграла свою роль в сериале "Дружба народов". "Вы там такая молодая и красивая". Я была тронута. Я знаю, что он говорит правду, он ещё не научился врать, надеюсь, и не научится. Поэтому я люблю детей, у меня с ними понимание и контакт, потому что я люблю быть искренней и не люблю врать. А мои сверстники и молодые, многие ко мне не терпимы, их бесит моя яркость, самодостаточность и успех. Они почему-то считают, что я уже наигралась и должна уйти на отдых, освободив им дорогу, но они не понимают, что мы ходим по разным дорогам и не встречаемся даже. И даже сейчас, мне запихивают стекловату в туфли, и я с окровавленными ногами ухожу со сцены... Да и разные маленькие пакости, например, сломать телефон, пока я на сцене. Всё это есть и наверняка будет, потому что человеческая сущность пакостная и только единицы могут её победить.
– Вы принимали не так давно участие в сериалах «Интерны» и «Дружба народов». Как вы относитесь к проектам ТНТ?
– Мне нравится этот канал, он молодёжный весёлый, энергичный, озорной и хулиганский. Все эти качества приветствую и культивирую в себе, поэтому мне было приятно, когда меня пригласили в "Интерны" на роль жены Купитмана, а затем в "Дружбу народов". "Дружба народов" – это я. Во мне много намешано национальностей, которые я знаю, а ведь за историю моего рода наверняка ещё и другие примешивались. и поэтому мне не приятен разговор про национальности. Я много путешествую, знакомлюсь с людьми разных национальностей. Мир открыт сейчас и это одно из самых прекрасных очевидностей и фактов и дай Бог, чтобы так и было дальше!