Когда люди заводят ребенка и становятся родителями, они принимают на себя абсолютно новую роль в своей жизни. Но знаете ли вы, что именно от этой роли зависит, как будет меняться ребенок в процессе взросления? Известно, что существуют три различные роли, которые должен исполнять каждый родитель в процессе воспитания с первых дней жизни ребенка до его совершеннолетия.
Начальная роль заключается в том, что родитель является «первым учителем» своего ребенка, и каждый играет эту роль в течение примерно первых шести или семи лет жизни малыша.
В этот период родитель является центром вселенной для ребенка, и именно через родителя ребенок познает мир. Это очень важный период, поскольку именно в это время мозг ребенка развивается чрезвычайно быстро. Родители должны позаботиться об обучении ребенка, чтобы его личность формировалась правильно, поэтому малыш должен приобрести социальный, эмоциональный, интеллектуальный, физический и духовный опыт.
Следующую роль родитель принимает на себя, когда ребенок поступает в начальную школу, и сохраняет эту позицию до достижения ребенком 12 лет. Это роль «менеджера».
За это время мир ребенка расширяется, и родитель может отказаться от своей прежней цели, т.е. обучения, и взять на себя новую роль, которая подразумевает организацию различных занятий: спорт, отряды скаутов, балет, музыка и т.д. Хороший менеджер оказывает поддержку, помогает ставить цели и достигать их. Эта роль имеет большое значение в воспитании ребенка на данном этапе взросления, поскольку именно в начальной школе дети учатся быть ответственными.
Тренер – последняя роль родителя в воспитании ребенка, она актуальна для подросткового возраста.
Родители берут на себя роль тренера, отказываясь от прежнего контроля над ребенком, и помогают подростку в самоопределении. Хороший тренер не дает однозначных ответов и не указывает, как нужно поступить. Он только подсказывает, направляет подростка так, чтобы он сам нашел все ответы. Именно в роли тренера родитель призывает ребенка стать ответственным и мыслить независимо от других.
Эти роли помогают «расти» и родителям. Устанавливая четкие границы и предоставляя ребенку знания о мире, родитель помогает ребенку контролировать расширяющийся мир именно тогда, когда он нуждается в этой помощи. Будучи тренером, а не контролером, родитель поддерживает начинания подростка. Здесь родитель и ребенок меняются местами, родители учатся поступать так, чтобы у подростка увеличивалось пространство для творчества, а контроль над ним уменьшался.
Если у родителей гибкое мышление, если они способны адаптироваться к своим ролям, наградой для них будет то, как в процессе взросления их ребенок будет развиваться и становиться независимой личностью, что и является конечной целью воспитания.
Почитать дополнительно:
Пеннак Даниэль — «Школьные страдания» (скачать)
Храпов В.Е. — «Родители просят совета» (скачать)
Мальханова И.А. — «Школа для трудных родителей» (скачать)
Касицина Н.В. — «Четыре тактики педагогики поддержки» (скачать)
Данилина Т.А. — «В мире детских эмоций» (скачать)
Волков Б.С. — «Детская психология: от рождения до школы» (скачать)