Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Императрице Марии Федоровне не везло на балах. Один кавалер отказал, другой — уронил

Портрет великой княгини Марии Федоровны. Художник Генрих фон Ангели. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет великой княгини Марии Федоровны. Художник Генрих фон Ангели. Фоторепродукция из открытых источников.

Любопытные подробности петербургской великосветской жизни удалось отыскать в мемуарах бывшего директора Императорских театров Владимира Теляковского. Он вспоминает балы 80-х годов XIX века, на которых присутствовал, будучи молодым офицером Конной гвардии. Рукопись хранится в Москве в Театральном музее им. А. А. Бахрушина.

В ту эпоху от молодых людей – как военных, так и гражданских – требовалось умение танцевать. И, например, в программу пажеского корпуса входило обязательное обучение танцам, фехтованию и верховой езде. На большие балы в Зимнем дворце, которые собирали до тысячи человек, приглашали военных (генералов и офицеров) и гражданских гостей (от IV класса по Табели о рангах и выше). А на более скромные цар-ские балы приглашали офицеров иногда VII класса и ниже, например, ротмистров, но только хорошо танцующих, которых лично отбирала императрица.

В Зимнем дворце в это время дирижировал танцами командир уланского полка генерал Александр Струков. Высокого роста, тонкий, представительный и ловкий кавалер, он не только хорошо ездил верхом, но и замечательно танцевал. На таких балах великие князья редко танцевали с особами царской фамилии: за маленькими круглыми столами на 10 – 12 человек они обыкновенно общались с городскими барышнями.

«Сам Александр III никогда не танцевал, – отмечал Владимир Теляковский. – Он или играл в карты, или смотрел стоя, как танцуют, или беседовал с приглашенными...» А вот его супруга императрица Мария Федоровна (до замужества – датская принцесса Дагмара) была легкой в общении и очень любила танцевать. Иногда она даже принимала участие в танцах на утренниках, даваемых в Аничковом дворце для учеников пажеского и кадетских корпусов.

Как вспоминал Теляковский, императрицу, конечно, не полагалось приглашать танцевать: она сама посылала дирижеров или кого-нибудь из придворных или великих князей сказать кавалеру, что желает с ним танцевать, но иногда могла подойти и сама пригласить на танец.

Картина «Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года». Художник Михай Зичи. Фоторепродукция из открытых источников.
Картина «Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года». Художник Михай Зичи. Фоторепродукция из открытых источников.

Раз на «детском» утреннике случился такой эпизод. Императрица подошла к 14-летнему пажу Григорию Черткову (впоследствии – участник Русско-японской и Первой мировой войн, генерал-майор, георгиевский кавалер) и спросила, любит ли он танцевать и хочет ли вальсировать с ней. Юный Чертков сконфузился, растерялся и ответил: Je ne danse pas («Я не танцую»).

Императрица рассмеялась и не стала настаивать. Однако, встретив тут же его отца, Григория Александровича Черткова, начальника егерей, руководившего придворной охотой, она пожаловалась ему, что первый раз в жизни «потерпела страшный афронт»: кавалер отказался с ней танцевать. Чертков, разумеется, поинтересовался именем невежды. «Ваш сын», – улыбаясь, ответила Мария Федоровна. Анекдот этот, конечно, скоро всем стал известен, и потом долго в корпусе Гришу Черткова дразнили его оплошностью...

Как это ни парадоксально, но бывали случаи, когда вальсирующие «роняли» императрицу. Теляковский уточняет: «Раз ее уронил князь М. М. Голицын, флигель-адъютант, а раз, на моих глазах кавалергардский офицер граф А. В. Адлерберг (Александр Васильевич Адлерберг – впоследствии петербургский губернатор). Произошло это оттого, что у платья императрицы оторвалась оборка под нижнем краем платья. Адлерберг со шпорами в ней запутался, споткнулся, не удержал равновесия и увлек за собой при падении императрицу. Было это на одном из балов в Аничкином дворце. К императрице подбежали, подняли ее, и она спокойно докончила вальс и успокоила сконфуженного и совсем растерявшегося молодого офицера, над которым потом долго в полку подтрунивали».

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.