Это продолжение статьи на тему последней музыки великих композиторов.
Иоганнес Брамс. Хоральная прелюдия "Я хочу благословенного конца"
Весной 1896 года Брамс узнал, что самая близкая его подруга Клара Шуман слегла с инсультом. Вскоре ему пришлось ехать на её похороны.
А чуть позже - летом - врачи обнаружили у него рак печени. В те несколько месяцев, которые у него оставались, он написал свою последнюю музыку: Одиннадцать хоральных прелюдий для органа.
Хоральные прелюдии - это органные обработки мелодий церковных протестанских хоралов.
Брамс выбрал хоралы с текстами о смерти. Эта, Десятая прелюдия, написана на текст старого немецкого религиозного гимна:
Я хочу благословенного конца, потому что здесь я пребываю в скорби и страданиях. Мне хочется уйти от тягот этой жизни к вечным радостям. Иисус, приходи скорее!
На фоне музыки конца 19 века эта прелюдия выглядит архаическим осколком баховской эпохи, но впечатление производит очень сильное с первой ноты.
Здесь фортепианный вариант, сделанный Ф.Бузони. Вера Горностаева.
Фредерик Шопен. Мазурка фа минор №51
Слабое здоровье Шопена (у него был туберкулёз) подкосили на закате его жизни два обстоятельства: скандальное расставание с Жорж Санд и проблема денег. Одна из его британских учениц устроила ему тур по Англии и Шотландии, который не поправил его финансовое состояние, но отнял последние силы. Он уже не мог подняться по лестнице без посторонней помощи.
За несколько месяцев до смерти эта же ученица (Джейн Стерлинг) с помощью друзей Шопена сняла ему удобную квартиру в Париже и оплатила все расходы. То, что Шопен обречён, понимали все.
Эта последняя мазурка в фа миноре была записана Шопеном тогда, когда он уже не мог играть. Ему было 39.
Пётр Ильич Чайковский. Симфония №6
Наверное, всем известно, что Чайковский умер в 53 года, заразившись холерой, так же, как когда-то его мать. К такому повороту судьбы невозможно подготовиться, но когда слушаешь Шестую симфонию, становится понятно, что Чайковский был готов к своему концу.
Премьера симфонии публику не впечатлила, а скорее, озадачила. Но когда через девять дней он скончался, и она была исполнена вторично, все её смыслы стали понятны: это музыкальная эпитафия. Последняя исповедь и горький итог человеческой жизни.
Последняя часть, написанная (против всех правил) в медленном темпе - это буквально последняя мысль, последний вздох и последнее биение сердца.
Начало этой статьи - о том, какой музыкой попрощались с этим миром Бах и Моцарт - 👉здесь.
Кратко о Шопене - 👉здесь.
Кратко о Чайковском - 👉здесь.
И ещё много интересного об этих композиторах плюс самая известная их музыка - на сайте Культшпаргалки 👇👇👇