Найти тему

Образ женщины в работах Мухи: художник, который писал богинь

Чувственные, пленительные, грациозные. Женщины, написанные Альфонсом Мухой, узнаваемы из тысяч. От них так и веет святостью: позы, круг, напоминающий нимб, мозаичные узоры и кресты — все эти традиции чешский художник взял из религиозного искусства. Соединил их с современным декоративным орнаментом и элементами  природных мотивов, заимствованных из японских гравюр, и создал свой неповторимый стиль — ар нуво.

Альфонс Муха, Грезы, 1897 г.
Альфонс Муха, Грезы, 1897 г.

Его женские образы разнозначны и аллегоричны. Среди них цветы и виды искусства, времена года и суток. Эти навеянные символизмом мотивы Муха сумел подчинить общему декоративному замыслу и создавал целые серии узких вытянутых работ. Все они невероятно эстетичны. Воздушные девушки напоминают лесных нимф, они словно сливаются с растительным орнаментом в единое целое и гордо несут заложенный в них художником смысл.

Чудесная Сара Бернар

Еще одна значимая часть творчества Мухи связана с театром. Самый яркий пример — многочисленные рекламные плакаты спектаклей Сары Бернар. Встреча Мухи с этой девушкой, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю», была поистине судьбоносной. 

Актриса Сара Бернар
Актриса Сара Бернар

Когда художник переехал в Париж, чтобы обучаться в Академии Жюлиана, он занялся изготовлением плакатов, иллюстрированием модных журналов, календарей, ресторанных меню и визитных карточек. Муха был талантлив, однако из-за большой конкуренции не сильно выделялся из числа других. Но однажды у юного иллюстратора заказали афишу для спектакля «Жисмонда» в Театре Ренессанса, в котором Сара играла главную роль. И многоцветный литографный плакат необычно узкого формата, выполненный в полный рост, произвел настоящую сенсацию. 

За основу Муха взял финальную сцену пьесы — торжественную процессию, что и определило стилистику афиши. «Роскошный, подобный жреческому облачению костюм, символическая пальмовая ветвь и выполненный в виде мозаики фон, в котором угадывается нимб, — все передавало священную атмосферу, отражающую не в меньшей мере благоговение перед актрисой как культовой фигурой, музой прекрасной эпохи», — так описывала этот плакат искусствовед Рената Ульмер. 

Альфонс Муха, афиша к пьесе «Жисмонда» с Сарой Бернар, 1894 г.
Альфонс Муха, афиша к пьесе «Жисмонда» с Сарой Бернар, 1894 г.

Афиша поразила и саму Сару, живописное воплощение драматического образа показалось ей настолько убедительным, что актриса захотела познакомится с автором лично. Так началось их плодотворное шестилетние сотрудничество. Муха нашел тот самый способ передать очарование Сары, которым она так завораживала зрителей и создал сотни афиш, которые распространили ее популярность за пределы Франции. 

Афиши для Сары Бернар: «Жисмонда», «Гамлет», «Лоренцо», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Медея»
Афиши для Сары Бернар: «Жисмонда», «Гамлет», «Лоренцо», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Медея»

В зените творчества художник активно занялся рекламными плакатами для промышленных и коммерческих заказчиков. Центральным мотивом в них тоже была прекрасная женщина, словно парящая вне времени от наслаждения жизнью и рекламируемым товаром, который всегда был нарисован с «тактичной сдержанностью». Обязательный элемент — роскошная прическа. Волосы могли и естественно развиваться на ветру, и окутывать фигуру, и изображаться в виде причудливых орнаментов. Женщины Мухи всегда облачены в фантастическую, будто невесомую, одежду, благодаря чему роскошны, элегантны и загадочны одновременно.

Автор: Дарья Мартыненко

В творчестве какого художника, по вашему мнению, женский образ тоже занимает центральное место?