Как-то так получилось, что когда различные исследователи, учёные, журналисты начинают разрабатывать тему музыки в романе «Мастер и Маргарита», то первым делом обращают внимание на фамилии и прозвища некоторых персонажей. Собственно, это не удивляет, потому что это самая незашифрованная, открытая, очевидная музыкальная тема в произведении. Сразу же вспоминается один из представителей свиты Воланда – Коровьев, он же Фагот. А фагот, как, надеюсь, все знают, – это музыкальный инструмент. Кстати, интересно то, что в «ершалаимских» главах романа встречается такой персонаж – Афраний. Это начальник тайной стражи, подчиняющийся Понтию Пилату. А долгое время (по крайней мере, ещё при жизни Булгакова) ошибочно считалось, что изобретателем, создателем фагота – того самого музыкального инструмента – является итальянский монах Афранио дель Альбонези.
Подобные недюжинные музыкальные познания Булгаков показывает во множестве различных эпизодов романа. Например, на балу у Воланда Коровьев говорит Маргарите:
- Мало, мало, — шептал Коровьев, — глядите налево, на первые скрипки, и кивните так, чтобы каждый думал, что вы его узнали в отдельности. Здесь только мировые знаменитости. Вот этому, за первым пультом, это Вьётан.
Анри Вьётан - реальное лицо, музыкант, скрипач и композитор. Родился в Бельгии, жил в Париже и Санкт-Петербурге. Какого-то очень значительного следа в истории он не оставил, хотя в своё время он был достаточно популярен, а на его родине в Бельгии ему установлен памятник. У нас он известен среди учеников музыкальных школ своим переложением для скрипки знаменитого романса «Соловей».
На страницах романа мы встречаем фамилии разных композиторов. Кто-то из них (например, Иоганн Штраус), как говорится, играет сам себя. Штраус, напомню, является ведущим бала у Воланда. Кстати, в реальной жизни Штраус был известен не только как композитор и дирижёр, но также и как концертмейстер и ведущий различных мероприятий.
Берлиоз, Стравинский, Римский(-Корсаков) – персонажи романа, носящие фамилии известных композиторов. Упоминается в тексте Шуберт. Ну и, конечно же, отдельным лейтмотивом проходит тема Фауста: не только непосредственно упоминается сама опера, но встречается множество намёков и аллюзий. На эту тему существует достаточное количество научных, исследовательских и журналистских работ. Уверен, что те, кому это интересно, легко и просто самостоятельно найдут все необходимые материалы по этому поводу.
Мы же остановимся на связи музыки композитора Гектора Берлиоза и романа Михаила Булгакова. На первых же страницах «Мастера и Маргарита» мы встречаем одного из героев этого произведения – председателя литературного объединения МАССОЛИТ, однофамильца великого композитора Мишу Берлиоза. Исследователи творчества Булгакова и музыковеды отмечают любопытную взаимосвязь романа и «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, написанной в 1830 году. В симфонии, как и в книге Булгакова, причудливо переплетены темы любви, страсти и смерти. В её второй части, так же как и в «Мастере и Маргарите» есть тема бала, а в пятой части наблюдается шабаш ведьм.
Сам композитор так описывал замысел, программную канву своего произведения: «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и горячим воображением отравляется опиумом в припадке любовного отчаянья. Наркотическая доза, слишком слабая для того чтобы вызвать его смерть, погружает его в тяжелый сон, сопровождаемый странными видениями, во время которого его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей (ideefixe), которую он находит и слышит повсюду». Кто знает, вполне возможно, что фантасмагорические приключения Воланда и его свиты в Москве, история Понтия Пилата и Иешуа, да и другие сюжетные линии романа – лишь плод больного воображения умирающего Мастера?
Продолжение - завтра на этом канале! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить!
Скачать книгу, посвящённую музыке в творчестве Михаила Булгакова, можно здесь.