Найти тему

«Зачарованный Мерлин» Эдварда Берн-Джонса

Оглавление

Британский художник Берн-Джонс принадлежал к братству прерафаэлитов — романтиков, писавших удивительные по красоте картины во второй половине XIX века. Но этому мастеру удалось выработать свой собственный неповторимый стиль. За вклад в культуру своей страны он получил рыцарское звание.

«Любовь среди руин», 1898
«Любовь среди руин», 1898

Первый большой успех художнику принесла монументальная работа «Зачарованный Мерлин», завершенная в 1877 году. Тогда же она была выставлена в только что открывшейся галерее Гросвенор и стала самой интересной картиной выставки.

«Зачарованный Мерлин», 1877
«Зачарованный Мерлин», 1877

Легенда о Мерлине и Вивьен

Прерафаэлиты черпали вдохновение в мифах, преданиях и литературных источниках прошлых эпох. На Берн-Джонса и его друга Уильяма Морриса большое влияние оказала книга Томаса Мэлори «Смерть Артура». Истории Артурианы, повествующие о битве добра и зла в русле христианских ценностей, пленили художника на всю жизнь. Он неоднократно обращался к этим сюжетам.

«Артур в Авалоне»
«Артур в Авалоне»

Предания Артурианы рассказывают о чувствах волшебника Мерлина к Владычице озера, которую в разных источниках называют Вивьен, Вивиан или Нимуэ. Хитрая красавица отказывается ответить ему взаимностью, пока чародей не научит ее секретам колдовства. Мерлин соглашается, и это приводит его к гибели. Волшебник предвидел будущее и знал, что так случится, но не смог противостоять любви.

Убить великого чародея нельзя, но Вивьен использовала полученные магические знания, чтобы избавиться от него. Она навеки заточила Мерлина по одной версии в камне, по другой — в кусте боярышника. В результате король Артур потерял мудрого наставника и вскоре погиб, а вслед за ним пал Камелот.

Сюжет о Мерлине и Вивьен привлекал многих художников. Это иллюстрация Гюстава Доре.
Сюжет о Мерлине и Вивьен привлекал многих художников. Это иллюстрация Гюстава Доре.

«Полная магии» картина

Именно так отзывался о полотне «Зачарованный Мерлин» писатель Оскар Уайльд. Художник выбрал для картины крестообразную композицию. Выписанная во весь рост фигура Вивьен на переднем плане образует четкую вертикаль, что подчеркивает ее силу.

Поверженный волшебник находится позади в ветвях боярышника. Его руки бессильно повисли, по-видимому, он уже не владеет своим телом. Ноги приподняты над землей, на которую больше никогда не ступят. Живые лишь глаза, полные боли и разочарования.

«Зачарованный Мерлин» (фрагмент)
«Зачарованный Мерлин» (фрагмент)

Берн-Джонс не использует ярких красок в этой работе, но демонстрирует удивительное чувство цвета. Например, в цветах боярышника использованы нежные розоватые, бежевые и голубовато-белые оттенки. Они не напоминают нам о весне и жизни. Скорее это тонко выписанный саван для засыпающего навсегда волшебника.

«Зачарованный Мерлин» (фрагмент)
«Зачарованный Мерлин» (фрагмент)

О натурщице Марии Замбако

Картина «Зачарованный Мерлин» производит столь сильное впечатление, потому что написана под влиянием реальных чувств художника. Берн-Джонс женился на славной девушке Джорджиане и был счастлив в браке, пока не встретил Марию Замбако — художницу и натурщицу греческого происхождения. За редкую красоту ее с двумя кузинами прозвали «Три Грации».

Между Марией и Берн-Джонсом вспыхнула сильнейшая страсть, продолжавшаяся несколько лет. Художник был готов уйти от жены, но это вызвало скандал. Влюбленные даже хотели совершить совместное самоубийство, но их остановила полиция.

В итоге Берн-Джонс преодолел эту страсть и вернулся в жене. Он испытывал разочарование по отношению к бывшей возлюбленной и писал:

В лучших проявлениях женщина невыразимо прекрасна, самоотверженна и трогательна. Но однажды она одерживает верх, торжествует и превращается в дьявола.

Несмотря на разрыв отношений, Мария Замбако впоследствии снова позировала Берн-Джонсу. Ее лицо мы видим в образе Вивьен. Украшения в волосах героини похожи на змей, что подчеркивает ее коварство, а в позе и повороте головы есть что-то хищное. И лишь в глазах читается сожаление.

«Зачарованный Мерлин» (фрагмент)
«Зачарованный Мерлин» (фрагмент)

Помимо Берн-Джонса, Марию Замбако рисовали и другие прерафаэлиты — Джеймс Уистлер и Данте Габриэль Россетти.

Данте Габриэль Россетти. Портрет Марии Замбако, 1870
Данте Габриэль Россетти. Портрет Марии Замбако, 1870

Если вам было интересно, поставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также рекомендую прочитать статью о картине британского портретиста Томаса Лоуренса «Пинки».