Город пней и тротуарной плитки - сравнение благоустройства Белгорода и Сеула
Я не профильный градостроитель и даже не ландшафтный архитектор. Однако недавно попала на форум «Зеленая столица», где обсуждали текущие и будущие преобразования белгородской городской среды. Модные московские архитекторы рассказывали, что необходимо сделать с набережной, а главный архитектор теперь уже области признала «некоторые ошибки» при создании «белгородского Арбата». Не смотря на то, что была заявлена обратная связь с общественностью, демонстрируемый результат печален. «Арбат» без навесов и деревьев непригоден для использования в теплое время, а новая набережная получилась крайне безлико - глобализированного вида (такая может быть в совершенно любом городе - контекст учли, а культуру и традиции опять забыли).
А что для нас характерно? Белгородский стиль - километры тротуарной плитки и минимум деревьев. Очертания парка Ленина все сжимается стараниями застройщиков, а внутри – пеньков больше, чем деревьев.
Впечатления от всего этого – где-то между исконно русскими подходами «ну хорошо,что хоть что-то делают» и «не ошибается тот, кто ничего не делает».
И вот на 2 недели мы попадем в столицу Южной Кореи. Сеул –очень социально-ориентированный город. Город для горожан – безопасен и почтительно оберегает историческое наследие и природу. Да, тут выражено фрагментация, отражающая социальное неравенство. При этом «неблагополучные» зоны усилиями городских властей и инвесторов превращают в новые современные районы. Сеул меняется, готовится к новой эре, заодно пытаясь решить и старые ошибки и проблемы. Например, десятилетия назад эстакады были символом экономического развития. Но модернизация чаще всего изолирует человека от природы. Теперь их превращают в зеленые прогулочные зоны.А бывшие нефтяные базы здесь становятся культурными базами.
Реклама не усиливает зрительный шум, вывески не яркие и находятся в соподчиненном отношении к архитектуре.
Мер Сеула говорил о реализации концепции «Город для горожан». Продуманный городской транспорт - наземный и подземный - минимизирует пробки. Местные жители чаще всего едут на работу на метро или велосипедах, в зависимости от дальности. Неприятная идея для белгородцев, у которых по статистике часто несколько машин в семье, да? При этом наши сограждане любят ругать бесконечные усугубляющиеся год от года пробки, начинающиеся уже во дворах.
Многие будут уповать на масштабы денежных вложений в тот же Сеул и наш Белый город. Однако у всех на устах скандальная история с «Зарядьем»…
Веками люди думают, что останется после них. Идея «зеленой столицы», разумеется, долгосрочна. Главное - не ломать дров.