Каждое поколение имеет свое произведение, определяющее дальнейшее развитие общественной морали. "Преступление и наказание" и "Лолита" были такими произведениями в прошлых столетиях, а теперь вот у нас появились новые моральные ориентиры. Если бы меня попросили назвать главный сериал текущего поколения - это был бы BoJack Horseman. Что еще, если не этот сериал может отражать текущую реальность? Там затрагиваются темы воспитания, зависимости, славы, депрессии, материнства.
Особенно хорошо сериал раскрывает тему призвания и самореализации, причем не только через главного героя, который кажется просто "наступил" в свое призвание и с тех пор жизнь кидает в него успешные проекты один за другим. Мне, наоборот, гораздо ближе линия Дианы, которая пробует себя в разных проектах, упорно пытаясь найти то, что будет ей близко и преуспеть в этом. Или линия Принцессы Кэролин, которая хороша в том, чем занимается, но это стоит ей огромных вложений и жертв. Сериал не просто так противопоставляет эти истории. Успехи в карьере не доставляют БоДжеку удовлетворения, потому что он чувствует, что не заслуживает их. Он ищет удовлетворение в том, что приносит краткое удовольствие, но разрушает не только самого БоДжека, но и тех, кто его окружает. В это же время Диану и Принцессу Кэролин даже поражения заставляют работать еще больше и получать удовлетворение от вложенных усилий.
С другой стороны у нас есть недавно взорвавшаяся бомба - сериал "You" про сталкера-убийцу Джо. Как сказал в одном интервью актер, исполняющий роль Джо - этот сериал о том, как далеко мы можем зайти в том, чтобы прощать и оправдывать белого мужчину в его действиях." Он - идеальный коктейль качеств, которые ищут женщины в современном мире. Он тихий, интеллектуальный интроверт, который любит книги и свою тихую жизнь, он заботится о соседском мальчике и ведет себя с девушками очень осторожно и без какого-либо насилия (не считая сталкинга, похищений и убийств, но о них ты узнаешь последним). Сериал очень умело играет на чувствах зрителей, используя узнаваемые тропы из всех романтических фильмов. Все это заставляет симпатизировать главному герою даже в момент когда он начинает убивать. Для Джо идеальные отношения с идеальной девушкой есть смысл существования и он готов далеко зайти для того, чтобы добиться своего. Сериал показывает любовь как что-то, что нужно завоевать, а затем охранять, несмотря на то, каких огромных усилий и это стоит.
Третьим важным персонажем будет Фрэнк - глава семейства из сериала Shameless. В этом сериале во главу угла становится вопрос семейных уз, в которых Френк, конечно, профан. Также как и БоДжек Фрэнк все время сбегает от реальности с помощью всех доступных средств , но также как и Джо он хладнокровно использует людей для достижения своих целей. Из всех персонажей Френк - самый неосознанный относительно своих поступков и в то же время самый беззаботный. Ему всегда везет и всегда все удается. "Побеждает всегда тот, в ком нет рефлексии" - говорит Дмитрий Быков в своей лекции о "Лолите", сравнивая Гумбольта и Куильти. Джо побеждает только в первом сезоне You и как раз за счет того, что все его "плохие" поступки проходят мимо его сознания - он не отрицает их, но и не размышляет о них слишком много. Однако, это меняется во втором сезоне. Вот он начал задумываться над тем, мог ли он убить человека без причины, а по желанию, и он уже сидит в клетке, поверженный. БоДжек же ,наоборот, осознает все свои плохие поступки и это только давит на него еще больше.
Данные сериалы построены по одинаковой схеме: повествование ведется от первого лица, что позволяет проникнуть в психологию и размышления героя; в течение сериала нам постоянно дают надежду на то, что герой изменится и станет лучше, что не дает зрителям перестать смотреть сериал; остальные персонажи противопоставляются главным героям, что иногда может натолкнуть на мысль о том, что они могут заслуживать того, что с ними случается. Все это позволяет нам развить в своей голове что-то подобное Стокгольмскому синдрому. Мы начинаем сочувствовать героям. Да, мы видели почему они такими стали, нам жалко их из-за того, что с ними произошло, и вот мы уже начинаем оправдывать их поступки. Кажется, что они поступают так, просто потому что не могут поступать иначе. Хотя на самом деле это всегда простой выбор. В реальной жизни стоит держаться подальше от людей, которые не способны сделать выбор в пользу другого человека. Также и поступают люди, которые окружают этих героев в сериалах. Они отдаляются и их жизнь становится лучше, в то время как эти герои остаются в одиночестве и продолжают страдать. В общем-то особой морали тут не будет. Пожалуй, стоит побыть разок в шкуре эгоистичной мрази, чтобы раз и навсегда понять, что таким человеком быть плохо и больно. И чтобы в реальной жизни хотя бы иногда выбирать других людей, а не только себя.
И еще стоит, пожалуй, подписаться на мой телеграм-канал @nerekomenduiu