Найти тему

«1917»: Ужасы войны одним дублем

В России не любят снимать кино о Первой мировой войне — гордиться нам там особо нечем, да и есть война поважнее. А вот на западе о событиях 1914–1918 рассказывать любят. В 2018 режиссер Питер Джексон снял документалку о Великой войне «Они никогда не станут старше». В 2019 Сэм Мендес продолжил работу коллеги, но уже с художественным фильмом — «1917». В России картина добралась до широкой аудитории только в этом году.

На боевых полях Франции младшие капралы Блейк (Дин-Чарльз Чемпен) и Скофилд (Джордж Маккэй) получают сверхважное задание. Батальон союзных войск планирует атаку, но немцы подготовили засаду. Связи нет, поэтому двум солдатам придется пешком доставить письмо с приказом об отмене атаки. Путь лежит через позиции противника, а цена провала операции — жизнь 1600 человек, в том числе брата Блейка.

Сэм Мендес представил классический мужской военный эпос. Фильм даже могут обвинить в шовинизме. Но правда война такова — мужчины сражаются и умирают, женщины ждут дома и заботятся о детях. По крайне мере, так было 100 лет назад. 

Война показана с самых жутких сторон. Грязь, разлагающееся трупы, крысы мелькают в кадре, застаяляя зрителей поёживаться в уютных креслах. Диалогов минимум, но по удрученным лицам солдат всё понятно — поскорее бы эта война закончилась. 

Отдельная роль в картине у врага. При желании можно насчитать только шесть живых немцев. И только один сюжетноважный снят крупно, остальные мелькают на фоне. Главный враг невидим, пули и снаряды летят из неизвестного направления, неясно откуда ждать удара.   

Смотреть «1917» надо только в кинотеатре: на большом экране, с объемным звуком и в полной темноте. Легенда Голливуда — 70-летний оператор Роджер Дикинс снял грандиозное кино. Весь фильм снят «одним» дублем. Конечно, есть склейки, но только одна очевидная. Остальные искусно скрыты стараниями операторов и монтажеров. Для неискушенного зрителя выглядит как магия кино в первозданном виде. 

Камера постоянно следует за главными героями, снимая из-за спины. От этого создается колоссальный эффект присутствия. Но когда надо, в самые эпичные сцены, средний план сменяется общим. Появляются кадры-полотна — каждый хочется остановить и повесить в рамочку в картинной галерее. 

Творение Мендеса можно упрекнуть за простой сюжет, нераскрытых героев или неоригинальный посыл. Но это всё меркнет на фоне эпохальной работы операторов, постановщиков, костюмеров и декораторов. Ведь сколько угодно можно смотреть и рекомендовать артхаусные картины, но Кино (с большой буквы) всегда будет ассоциироваться с фильмами вроде «1917».