Найти в Дзене
Кино в контексте

Как выглядел первый в мире киношный павильон

1 февраля 1893 года американский изобретатель Томас Эдисон открыл первый в мире киносъемочный павильон, который получил название «Черная Мария». Зловещее название павильон получил из-за того, что внешне он был похож на полицейские тюремные кареты, которые называли «черными воронками». Здание, расположенное в Вест-Оранже (штат Нью-Джерси) возле лаборатории Эдисона, состояло из всего двух комнат. В одной проходил съемочный процесс, в другой – располагались операторы. Здание построили таким образом, чтобы максимально использовать дневной свет. Электрическим освещением для съемки тогда не пользовались, хотя лампа накаливания уже была изобретена создателем павильона. Строительство «Черной Марии» началось в 1892 году и стоило 637 долларов. Павильон был очень похожим на аналоги, которые тогда использовали студии, - с остекленными крышами. Помимо этого, он был установлен на платформу с колесами, которые опирались на кольцевые рельсы. Крыша крепилась на шарнирах и могла подниматься, чтобы в нее
"Черная Мария". Фото: jerseyindie.com
"Черная Мария". Фото: jerseyindie.com

1 февраля 1893 года американский изобретатель Томас Эдисон открыл первый в мире киносъемочный павильон, который получил название «Черная Мария».

Зловещее название павильон получил из-за того, что внешне он был похож на полицейские тюремные кареты, которые называли «черными воронками».

Здание, расположенное в Вест-Оранже (штат Нью-Джерси) возле лаборатории Эдисона, состояло из всего двух комнат. В одной проходил съемочный процесс, в другой – располагались операторы. Здание построили таким образом, чтобы максимально использовать дневной свет. Электрическим освещением для съемки тогда не пользовались, хотя лампа накаливания уже была изобретена создателем павильона.

Чертеж "Черной Марии". Фото: E. J. Meeker
Чертеж "Черной Марии". Фото: E. J. Meeker

Строительство «Черной Марии» началось в 1892 году и стоило 637 долларов.

Павильон был очень похожим на аналоги, которые тогда использовали студии, - с остекленными крышами. Помимо этого, он был установлен на платформу с колесами, которые опирались на кольцевые рельсы. Крыша крепилась на шарнирах и могла подниматься, чтобы в нее проникало больше солнечного света. Внутри павильона также были установлены рельсы, благодаря которым кинетограф мог передвигаться и снимать с разных точек.

Томас Эдисон. Фото: haikudeck.com
Томас Эдисон. Фото: haikudeck.com

Первым кинороликом, снятым здесь, стал хронофотографический снимок «Чихание Фреда Отта» (1893). Этот фильм хранится в Библиотеке Конгресса США.

«Черная Мария» существовала не долго. В 1901 году в Нью-Йорке на Манхэттене открылось новое здание киностудии «Эдисон», куда затем переехало все кинопроизводство (в итоге компания в 1907 году открыла еще две площадки – на Декатур-Авеню и Оливер-Плэйс в Бронксе). После этого «Черная Мария» была закрыта, а в 1903 году – снесена.

Здание киностудии "Эдисона" в Бронксе
Здание киностудии "Эдисона" в Бронксе

В 1954 году Служба национальных парков США отстроила павильон все в том же Вест-Оранже по сохранившимся чертежам. Сейчас там расположена Национальный музей Эдисона. В 1981 году был создан кинофестиваль «Черная Мария», который ежегодно проходит для начинающих кинематографистов.

Отстроенная "Черная Мария". Фото: edisonmuckers.org
Отстроенная "Черная Мария". Фото: edisonmuckers.org

С 1894 по 1911 годы киностудия «Эдисон» была частью «Производственной компании Эдисона», затем он вошла в состав «Томас Эдисон Инкорпорейтед» и была закрыта в 1918 году. За все время студия выпустила более 1,2 тысяч немых фильмов, 54 из них были полным метром.