В 80-х годах прошлого века в нашей стране – тогда еще советской и социалистической – начали появляться новые музыканты. Среди них были популярные эстрадные исполнители, представители питерского рок-подполья, и очень активные исполнители новой попсы – электронной популярной музыки "евродиско". Сейчас к ним можно относиться по-разному, но популярность дискотек в стиле 80-х доказывает, что вспоминают их с удовольствием.
Популярная музыка на эстраде:
Главные исполнители советского времени были, конечно, на эстраде. Их знали, любили и слушали, их песни крутили по радио, а концерты показывали по телевиденью. Вспомним некоторых из них.
Алла Пугачева
Вспоминая любимых исполнителей Советского Союза, в первую очередь, конечно, надо сказать о главном голосе страны – певице Алле Пугачевой. Профессиональные записи и выступления у нее начались с 16 лет. Ее любили и женщины, и мужчины. Первые пытались подражать примадонне, вторые – присылали любовные письма. В зарубежной прессе ее называли "российской Тиной Тернер с привкусом Эдит Пиаф".
Про творчество Пугачевой писали, что она совмещает в своей музыке различные стили – и популярную музыку, и рок, и народные мотивы. А пела она о женщине, сильной, но несчастной. В прошлом году Пугачева заявила, что заканчивает сольную карьеру, но все равно она остается, пожалуй, самым авторитетным персонажем российского шоу-бизнеса.
Лариса Долина
Другая прима советского шоу-бизнеса – Лариса Долина. Певица за свою карьеру сменила множество образов и стилей. У нее есть награды как у лучшей рок-певицы, лучшей солистки в поп-музыке и лучшей джазовой исполнительницы. Долина не теряется во времени, а смело предлагает ему новые образы и амплуа – и всегда остается актуальной. Не важно, где поет: в рок-опере, на джазовом концерте, или на конкурсе "Песня года" - везде она выглядит органично и естественно. Такая смелость и тяга творческим экспериментам делают ее востребованной как в прошлом, так и в настоящем. Последний проект певицы – мюзикл "Любовь и шпионаж".
Кстати, именно Долиной мы должны быть благодарны за сольные партии в замечательных советских фильмах: Обыкновенное чудо, 31 июня, Чародеи, Человек с бульвара Капуцинов и многих других.
Валерий Леонтьев
Пугачева назвала этого исполнителя "человек-хит". Леонтьев действительно был невероятно популярен и в 80-е, и в 90-е, ему удается сохранять эту популярность и по сегодняшний день. Секрет, наверное, в огромной творческой энергии, которой он заряжает слушателей. Он и певец, и танцор, он сам ставит танцевальную часть многих своих выступлений, сам продумывает эксцентричные и откровенные костюмы. А в рок-опере "Джордано", например, он сыграл 3 главных роли из четырех.
Леонтьев сохраняет свой образ независимо от возраста. На эстраде он уже почти 40 лет, а для многих он все еще "бродяга любви – Казанова". И даже сомнений никаких не возникает.
Рок музыка:
Параллельно с эстрадной музыкой в Советском Союзе активно развивалась теневая сторона искусства в стиле рок. Активно, но незаметно – площадками для рок-исполнителей часто выступали квартиры друзей, а студией становился обыкновенный магнитофон.
Аквариум
Бориса Гребенщикова называют одним из отцов-основателей российской рок-культуры. Лидер группы "Аквариум" в 70-х годах был выпускником факультета прикладной математики Ленинградского Государственного Университета, научным сотрудником НИИ социологии. А в свободное от работы время он писал песни, репетировал со своей группой, делал домашние записи, устраивал подпольные концерты.
Подпольные – неспроста. Когда в 1980 году "Аквариум" выступил на Тбилисском рок-фестивале, Гребенщикова исключили из комсомола, уволили с работы, а группу "Аквариум" - официально запретили.
Но в свободолюбивом Питере (тогда – Ленинграде) это творчеству не мешало. Борис Гребенщиков продолжал сочинять свои философские рок-баллады, и даже помог раскрутиться группам "Кино" и "Чиж".
Кино
Другой представитель музыкального подполья и питерской рок-тусовки – певец Виктор Цой. Он познакомился с Борисом Гребенщиковом в электричке, на которой ехал на концерт в Москву. Гребенщиков пообещал молодому музыканту помощь и поддержку.
В начале 80-х группа "Кино" не была особенно популярна. Она в основном выступала на квартирниках и небольших концертах, сам Цой работал в котельной. По воспоминаниям его жены Марианны, когда они ездили отдыхать на юг, то ночевали на пляже. Это уже ближе к концу 80-х пластинки "Кино" начали раскупаться огромными тиражами, группу стали приглашать на гастроли, в том числе, в дальнее зарубежье. Но в полной мере насладиться популярностью Виктор Цой не смог – он трагически погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года. "Кино" - это была группа одного человека, без Цоя она существовать не могла.
Песни Цоя – простые и вместе с тем философские – пережили его. Они остаются музыкой вдохновения для многих молодых людей, даже если они познакомились с ними уже после гибели музыканта.
Машина времени
Эта группа появилась раньше "Аквариума", и выйти из подполья им удалось еще в 80-е. Она была создана еще в 1968 году тогдашними школьниками Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое. Через группу прошло большое количество музыкантов и композиторов, поэтому жанры песен очень разные – одни можно отнести к классическому року, другие содержат блюзовые мотивы, третьи напоминают авторскую песню.
В 1980 году группа выступила на том же Тбилисском рок-фестивале, что и "Аквариум" но результат кардинально отличался. После фестиваля "Машина времени" получает всесоюзную известность, ее песни крутят по радио. Именно тогда, в 80-х появились такие песни как "Синяя птица", "Поворот", "Марионетки" и многие другие хиты, которые слушают до сих пор.
На протяжении всего времени существования у "Машины времени" менялись составы, между участниками происходили конфликты. Но группа, наверное, благодаря названию, спокойно путешествует во времени и находит себе место и слушателей на все времена.
Евродиско: конец советской эпохи
Во второй половине 80-х годов в Советском Союзе появляется новый стиль популярной музыки – "евродиско". Главные "фишки" новой музыки – легкие, запоминающиеся мелодии, электронные музыкальные инструменты и сексуальная революция в текстах и на сцене. Эти артисты стали символом нового времени, символом перестройки и конца советской эпохи.
Группа "Мираж"
Кто не помнит песню о музыке, которая кого-то там связала? Группа "Мираж" была одним из наиболее ранних и успешных проектов нового стиля, она появилась в 1986 году. В нем одновременно участвовали одна или две солистки, причем менялись они чуть ли не каждый год.
Через "Мираж" прошли Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко и многие другие. Сейчас группа собралась в своем первом составе, с солистками Натальей Гулькиной и Маргаритой Суханкиной, которые вызывают в своих слушателях если не задор, какой появлялся 20 лет назад, то, во всяком случае, ностальгию.
Ласковый май
А вот это – настоящая легенда. Группа, собранная в 1986 году из 13-летних воспитанников провинциального интерната, в одночасье стала самым популярным ансамблем страны, затмив своей известностью тот же "Мираж". "Ласковый май" устраивал огромное количество концертов, их число доходило до 8 в день и 40 в месяц.
И со всех площадок страны юный солист группы Юрий Шатунов своим еще детским голосом самоуверенно пел про "Белые розы", "Розовый вечер" и "Снег в сентябре".
Комбинация
Своими песнями скандальная женская группа выражала мечты советских граждан о загранице. Солистки, одетые в разноцветные лосины, стремились "гулять с иностранцами" и пели частично на английском языке. Помните песни American boy и Russian girl? Во второй из них, в конце даже звучит ужасающее предупреждение о том, что "СПИД – чума ХХ века" - это было, кажется, сознательное доведение до абсурда мечты о заграничном муже. А когда девушки из "Комбинации" не сохли по иностранцам, они ходили гулять с рядовым бухгалтерами – об этом также повествует суперпопулярный хит.
Вот и подошел к концу наш маленький обзор на музыку 80-х. Надеюсь вам понравилась эта статья :)