Найти в Дзене
Felix Polski

КТО И КАК СУМЕЛ ПОБЕДИТЬ ОРГАНИЗОВАННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ПОЛЬШЕ

КТО И КАК СУМЕЛ ПОБЕДИТЬ ОРГАНИЗОВАННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ПОЛЬШЕ

Читатели будут удивлены, узнав о том, что криминального феномена в виде организованной преступности в Польше давно уже нет. Как нет и смыкания властных структур с криминалом. Как же и каким образом полякам удалось победить это социальное зло?
Мощный запрос на ликвидацию организованной преступности в начале нулевых годов поступил непосредственно от самого общества. Первыми с призывами покончить с рэкетом выступили представители малого и среднего бизнеса. Чуть позже были организованы акции, схожие с акциями хорошо известного в Польше профсоюза «Солидарность», включавшие уличные демонстрации, митинги, пикеты у административных и правительственных зданий.
Власти не спешили откликаться на требования широких масс. Как, впрочем, и первые лица правоохранительных органов. И тогда реализовывать программу борьбы с организованной преступностью взялась четвертая власть. Журналистские расследования сделались основной формой этой бескомпромиссной борьбы. В эту работу одновременно включились как журналисты печатаных изданий, финансируемых из средств бюджета, так и независимые издания.
За короткое время был выявлен целый ряд коррупционных схем, позволявших лидерам преступных группировок навязывать властным структурам свое видение политических реалий.
На этом этапе уже не к властным структурам, а именно к журналистам поступил новый социальный заказ. На своих митингах люди требовали, чтобы журналисты инициировали высылку преступных авторитетов из страны без права возврата. Люди не хотели кормить бандитов, пока те будут отбывать свои сроки в колониях. И польский Сейм вынужден был принят закон о принудительной депортации лидеров преступных группировок по месту их национальной принадлежности. Не трудно догадаться, куда именно этих людей высылали. Те же из лидеров преступных групп, которым удалось увильнуть от журналистского возмездия, срочно перебрались в Испанию и Чехию. Фамилии некоторых из них до сих пор на слуху.
Но на этом социальная роль польских журналистов не закончилась. В те годы, о которых пойдет речь, залы польских театров пустовали. Люди проводили все вечера возле телевизоров, увлеченные такими телешоу как «Сцена факта» и прочими. Задачу вернуть публику в театральные залы вновь взяли на себя польские журналисты. Те из них, кто владел приемами драматургического письма. Так возник Театр жестокости и Театр документального факта. Если говорить о России, то польский театр документального факта сродни российскому театру doc.
Но документальный театр и театр жестокости действовали не в полном согласии с традиционными законами сценического действа. На смену этой журналистской новации, позволившей на какое-то время вернуть публику в театры, в Польше пришел неореализм. Сегодня залы польских театров вновь полны благодарной публикой. Но это уже другая история.