«Верую» или просто «верю» - для многих эти слова являются практически будничными. «Да, я верю в Бога», - бросит на ходу пешеход, которому задали вопрос волонтеры социологической службы, устроившей очередной «замер общественного мнения». «Нет, не верю», - также «на ходу» скажет другой. И между их ответами не будет принципиальной разницы потому, что слова о вере и неверии для них не наполнены тем глубоким и даже глубинным смыслом, которым должны были быть наполнены. А ведь именно со слова «Верую» начинается одна из важнейших христианских молитв - «Символ Веры».
Священное Писание ясно говорит, что вера – это не просто ряд логических умозаключений, а целый пласт нашего бытия. Мало сказать: «Я верю», надо подтвердить это утверждение своей жизнью. Святой апостол Иаков писал так: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19).
Святой Сурожской епархии Беда Достопочтенный комментировал эти слова следующим образом: «Верить в Бога могут только любящие Его, являющиеся христианами не только по имени, но и по делам, и по жизни, потому что вера без любви бесплодна, вера с любовью - христианка, вера без любви - вера бесовская».
Веришь в Бога – люби Его. Любишь Бога - поступай по заповедям. Ведь «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23).
Дыра в душе
Наверное, очень легко современному человеку говорить о том, что он верит в Бога и никак не проявлять эту свою веру. Точнее нет, заменять суррогатами. У самого, пожалуй, известного атеиста ушедшего XX века Жана Поля Сартра есть прекрасная мысль: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Или, как говорил русский народ, «свято место пусто не бывает». Как только человек отходит от Бога, не хочет молиться (что значит – не хочет общаться с Богом), то сразу же появляются суррогаты. Такой человек ищет, чем бы заполнить щемящее чувство отсутствия Бога в своей собственной душе. И заполняет, чем угодно: пришельцами, суевериями, оберегами, «красными нитками», сложными околофилософскими концепциями.
Часто так бывает, что человек находит для себя сто и один аргумент для того, чтобы не верить. «Не готов», «не созрел», «не пришло время», «нет знамения» и прочее и прочее. Еще одна более современная форма неверия звучит так: «Верю в Бога, но не верю в Церковь».
Таким людям всегда напоминаю важный евангельский эпизод – хождение по воде святого апостола Петра. Господь Иисус Христос пошел по воде к своим ученикам, находившимся в лодке. Апостол Петр был настолько этим потрясен, что сказал: «Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). И Господь сказал Петру только одно слово: «Он же сказал: иди» (Мф. 14:29). Не было никаких сложных построений и фигур речи. Господь не стал спрашивать Петра, готов ли он, подумал ли, наступило ли время и прочее. Просто сказал: «Иди». И это обращение нужно помнить всем сомневающимся: просто надо пойти. Просто взять, переступить через свой страх, перешагнуть через борт лодки и пойти навстречу Богу.
Сквозь призму веры
У отца Александра Шмемана есть прекрасная мысль: «Сказать «Я верю в Бога» – значит свободно и ответственно выбрать то, что отныне будет главным в моей жизни и судом над всем прочим в ней, дабы вся она, включая остальные мои «я», без остатка отнесена была к вере и оценивалась в ее свете».
Заявить о себе как о верующем человеке означает то, что я должен всю свою жизнь измерять этой верой. Простой пример, который обычно привожу при освящении машин.
Вы освящаете свою машину, повесите крестик, иконку. Что это значит? Это значит то, что Вы всему миру публично заявляете о своей вере, о принадлежности к Православию. А это означает то, что Вы должны поступать везде и всюду как православный человек.
Повесили икону на приборную панель - соблюдайте правила. Если можете уступить, уступите в разумных пределах. Повесили икону и видите, как кто-то сломался и стоит на обочине пустынной трассы. Посмотрите на этот образ, вспомните о том, что Вы освящали машину, о том, что Вы заявили миру о своей Православии. Остановитесь и помогите! Быть может, надо вызвать помощь, а быть может, эвакуатор. Но потратьте на это немного Вашего времени и исполните заповедь о любви к ближнему!
Ограничивает ли вера человека? Многие думают, что вера, принадлежность к Церкви, к какой-то конкретной общине препятствуют свободе человека, ограничивают ее. Надо ходить в храм по воскресениям и праздникам, надо соблюдать посты, молиться дома и прочие важные ограничения. Мясо в пост не ешь, на Хеллоуин не ходи, носи юбку, а не джинсы – так считают некоторые. Но так рассуждают только те, кто не понимает именно внутренней сути христианства, не ощущает степени свободы, и видит в нем лишь набор внешних ограничений.
Но вера дарует как раз свободу. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). И еще одна важная цитата: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30) – говорит Сам Господь.
Вера не возьмется ниоткуда, не родится сама по себе. Это – дар Бога человеку, но вместе с тем и результат некоего усилия человека над собой. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).
Священник Александр Ермолин
Моя страничка в контакте https://vk.com/id212671137 добавляйтесь в друзья.
Страничка в контакте нашего храма https://vk.com/club53429784 добавляйтесь в друзья нашего поселкового храма.
Если заметка была вам полезна, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал!