В дизайне, как я уже говорил, существует набор правил, которые просто-таки, надо соблюдать. Это принципы дизайна - набор качеств, обязательных для предмета. Если убрать одно качество, то предмет "перестает существовать".
Основные понятия дизайна.
Художественное проектирование - эстетизация промышленной среды. Художник создает дух вещи!
Художественное конструирование - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями. Техника - искусственные материальные средства человеческой деятельности.
Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности. Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).
Художественно-утилитарная деятельность - архитектура и дизайн (искусство) + конструирование (красота и польза).
Признаки формы.
Предмет в коллекции своих признаков, наряду с объемом, цветом, фактурой, материалом имеет признаком форму, которая в свою очередь тоже характерна признаками (получается своеобразная признаковая иерархия).
Главное для формы - это ее пластическое единство, которое собирает конструкцию формы. Форма может быть как симметричной, так и асимметричной. В зависимости от этого предмет должен занимать в композиции определенное место, подсказанное его же динамикой. Для этого определяется динамика предмета и расчитывается степень динамичности.
Не всегда динамику удается определить визуально. Приходиться прибегать к расчётам. Определяют соотношение геометрического и визуального центров объема формы.
Через любой объем можно провести ось, разделяющую его на две равные массы. Перпендикулярно проводится вторая ось по тем же признакам. Пересечение осей - геометрический центр. А визуальный там, где вам кажется, что он должен быть.
Распределение масс объема относительно геометрического центра характеризует предмет по статике и динамике. Равномерное распределение масс тела характеризует объем как статичный. Преимущество одной из осей выявляет динамику (в ее направлении). Равносторонний треугольник - равнодинамическая форма. Но 3-х мерная проекция 2-х мерного объема (того же треугольника) не идентична ему по динамике т.к. появляется третья ось симметрии.
Симметрия - соразмерность, полное соответствие частей целого относительно оси симметрии (прямоугольник, ромб и т.д.) Симметрия может быть полной (круг, квадрат) Как правило симметрия скучна и неинтересна.
Структура композиции. Пространственная визуализация представляется либо 2-х, либо 3-х мерной. А для того, чтобы композиция не "разваливалась" и была цельной применяются пространственные направляющие и осевые линии (которые играют вспомогательную роль и определяют осевые заимодействия, что-то вроде строительных лесов, а потом убираются). Чаще всего пространственная осевая или направляющая проводится мысленно.
Композиция организуется по 3-м параметрам:
1. Осевые взаимодействия (о них я писал выше).
2. Ритмическая организация (динамическое соотношение разных или одинаковых объемов).
3. Соотношение композиционных узлов (мест наибольшего пересечения визуальных направляющих.
Например давно известно, что человек рассматривая предмет видит только его композиционные центры. Вы смотрите на столешницу, что вы заметите прежде всего: сколотый угол или царапину на поверхности стола. Уверен, что сколотый угол, а царапину можете и не заметить. А все потому, что углы стола - это композиционные центры, а ребра столешницы - те самые направляющие в местах пересечения которых образуются композиционные центры.
Композиционные узлы могут быть 2-го, 3-го, 4-го порядка в зависимости от количества пересекающихся осей. Это определяет значимость узла, его заметность. Почему, к примеру, пристрелка ведется по вершине горы :)
Многократное увеличение осевых взаимодействий формирует структуру композиции. Когда объекты выравниваются по нескольким осям и направляющим взаимодействие количественное переходит в качественное (композиция оттачивается).
Композиционный центр - однократное пересечение осей, пересечение главной оси с подчиненными.
Композиционный узел - многократное пересечение осей.