Как-то знакомый однажды задал риторический вопрос: «Интересно, есть ли место, где прошлое и настоящее соединены в единое целое?»
Да, есть. Наверняка их не одно на нашей планете. В Иордании же это галерея Darat al Funun (г. Амман).
Это место незаслуженно обделено большим вниманием иностранных туристов, хотя находится галерея в самом центре города, на небольшой возвышенности. Дорога до нее пролегает через узкие улочки с крутыми подъёмами. Если внизу – шум, гвалт, зазывающие торговцы, то до сюда доносится лишь эхо бурной амманской торговой жизни. Вас укутывает спокойствие, птичье щебетанье. В определенное время к звукам городской тишины гармонично присоединяется голос муэдзина, призывающий весь мусульманский мир к намазу, словно вестник из другого, фентезийного мира.
Галерея Darat al Funun состоит из нескольких небольших домов-павильонов и руинов Византийской церкови. На момент моего посещения, работало только три, остальные два были закрыты для подготовки новых выставок.
При входе через Южный сад, Ваш взор падает на руины Византийской церкви и древнюю маленькую пещерку. Время стёрло былую роскошь, лишь белые колонны 6ого века словно застывшие стражи величественно поддерживают голубое небо. В 11 часов дня, здесь была только одна я. Казалось, была найдена гармония с миром, многие хлопоты, суета покинули меня здесь.
Чуть выше располагается павильон, который на тот момент был закрыт в связи с предстоящей выставкой (закрыт, но не заперт. Лавка с книгами про арабскую живопись, туалет работали). У входа стоит такая замечательная скульптура.
Территория галереи буквально утопает в зелени! Тут и мох на руинах, апельсиновое, лимонные деревья, кедр, гранат, какое-то дерево со стручками, почти как у гороха (кто знает название – напишите), цветы – одним словом – красота!
То, что удалось посмотреть в выставочных залах, было частью коллекции «The Khalid Shoman Foundation», названной в честь иорданского банкира, одной из главной фигуры the Arab bank Халида Шомана. В жизни банкира, помимо работы, было место спорту, рыбалке, коллекционировании работ современных арабских художников. В память о Халиде Шомане, его жена (Соха Шоман) и дети основали фонд, а его коллекция передана галерее, патронатом которой в течение последних десяти лет был этот замечательный человек.
В открытых залах были представлены работы: Яркие, цветные рельефы Абдула Хэй Мосаллама, вдохновленные древним искусством и современными реалиями.
Удивительный образ Святого Георгия, выполненный художником Никола Сэйгом.
Портреты кисти Фарелнисса Зэйд, полные доброты, деткой невинности, богатству красок!
А это абота художника из Морокко Мохамеда Касини (Качини?). Изображение черной человекоподобной фигуры на чемоданчике можно трактовать как образ беженца, открывающего для себя новый, неизвестный мир.
Манускрипт Азиза Амоуры. К сожалению, арабским не владею((
Нашлось место и поп-арту. Арбузики!
После прогулок по выставочным залам, можно попить кофе с печеньями и насладиться захватывающим дух видом на Амман. Цены фиксированные, никто вас «грабить», как в нижней части города, не будет ))
Напоследок, еще несколько снимков.