Найти тему
Слово у Бога

О Святой Троице и Божественной энергии

Стоит различать в Боге природу или сущность и ипостась или личность. Вот например, в человеке есть две природы: духовная и материальная, а личностей (ипостасей) неисчислимо много, или как например множество стульев объединяет одна природа стула вообще, а особенности, называемые разностями в этих стульях определяют ипостасные или личностные особенности каждого конкретного стула. Всякая ипостась или личность может созерцаться только в природе. Бог имеет одну единую Божественную природу и Божественную сущность, которая созерцается в Трех Ипостасях (личностях) имеющих свое собственное бытие: в Отце, Сыне и Святом Духе. Так же как человеческая природа заключает в человеке дух душу и тело, которые созерцаются в различных личностях, так и Бог Отец - Одна личность, Сын Божий вторая личность (ипостась), Святой Дух это третья личность (ипостась) и все Эти ипостаси Святой Троицы единосущны и имеют единую Божественную природу из которой в свою очередь проистекают Божественные энергии, которые так же называются перефрастически Богом. Ведь солнечный свет или его тепло мы перефрастически называем солнцем, хотя это энергия солнца, которое по существу есть физическое тело – планета. Стоит отличать Бога Святого Духа как личность, третью ипостась Святой Троицы, и Святого Духа как благодать, выраженную в Божественной энергии исходящей от единой Божественной природы. Как тепло или свет от огня могут называться огнем, потому что исходят от огня и нераздельны с ним, но буквально тепло от огня не есть огонь в собственном смысле и согревает человека не сам огонь по существу, а исходящая от него энергия. Но мы говорим перефрастически, что огонь нас согревает, и это допустимо.

Итак, ведь мы не будем столько неразумными, чтобы полагать, будто имеем причастие (часть в самом себе) Святого Духа по существу? Ведь Бог по существу вообще не причаствуем твари, но только лишь по благодати.