Даже когда при коммунистах понятие «русский» исчезло из названия державы, раздел единого народа между союзными республиками не был критичным – страна-то была одна. Другое дело сейчас: политика коренизации принесла свои плоды, части нашего народа удалось привить иную идентичность – причем русофобскую. Часть не смирилась – восстала, получив безальтернативный Минск и вечно непризнанное Приднестровье. А русские по-прежнему остаются сиротами на своей исторической земле.
Ну кто бы мог представить подобную дикость еще четверть века назад! На днях в Киеве, видимо в качестве троллинга, по всему городу развесили рекламные плакаты, гласящие: ««Россия – наш главный стратегический партнер» с изображением бизнесмена, который, говорят, как начался весь этот кровавый бардак в 2014 году уехал в Москву. В другой бардак, к счастью не кровавый, но кто знает до каких пор не кровавый, народ-то от хорошей жизни ропщет все больше и больше… Кстати бизнес в РФ у киевлянина, рассказывают, не пошел. Зато, вот, его супруга вроде как ведет какое-то украинский женский бизнес, журналы издает. Возможно, вся эта затея с плакатами была направлена против их семьи, но вы только задумайтесь: какой сыр-бор из-за русского языка и названия «Россия»! И где? В матери городов русских!
«Особенно сильна антиукраинская тенденция, как раз в самом сердце предполагаемой Украины - в Киеве, - писало в июле 1917 года издание «Киевлянин». - Киевское население чтит исторические традиции и не забыло, что Киев - колыбель Руси. И даже по признанию самих украинцев Киев - «русский остров среди украинского моря». Кроме того, значительная часть киевского населения, и притом коренного местного, а не пришлого, относится с нескрываемым недоверием к украинцам, видя в них искусственных разрушителей единства русского племени и тайных сторонников Австрии».
Но то, чего не вышло у «временных», вполне получилось у советских:
«Украина является самостоятельным членом Союза Советских Республик, - говорил в одном из зарубежных интервью нарком просвещения УССР, а до этого генпрокурор республики Николай Скрыпник. - Украинизация проводилась и будет проводиться самыми решительными мерами… Тот, кто это не понимает или не хочет понимать, не может не рассматриваться правительством как контрреволюционер и сознательный либо несознательный враг советской власти».
И у них все получилось: предали забвению историческое название Новороссия (и спустя десятилетия кто уже помнил, что Новороссийский императорский университет, например, находился в Одессе), шахтерский край Донбасс, не жаловавший старые власти и образовавший свою советскую Донецко-Криворожскую республику, таки пристегнули к Украине после гражданской, а по окончании Великой отечественной - и Закарпатье, хотя русины-активисты бились с галичанами-бандеровцами всю войну за свое русское имя, а после прихода Красной армии писали в Москву письма с просьбой взять их в РСФСР – нет вам, будете украинцами, а с непонятливыми – разговор короткий!
К концу советской эпохи все как-то утряслось да пообтесалось: кто хотел – говорил на мове, кто хотел – языком, русским, там пацаны в школах носили синие костюмчики, а там – коричневые. А так, одна страна, один народ… Но грянул очередной развал по- живому, и вот уже церковные власти подсуетились, откровенно проигнорировав заветы Лаврентия Черниговского и Артемия Храповицого не делить хотя бы русскую церковь – и слепили на скорую руку УПЦ, из которой вывалился цельный раскольничий патриархат, на основе которого уже совсем недавно сварганили ПЦУ, но то уже другая история. А наша: два майдана, печеньки Нуланд, возмущение Донбасса, АТО…. Казалось бы, пришло время делать работу над ошибками, но нет, мы идем по старым граблям.
И пока в Киеве полиция, поднятые по звонку перепуганные коммунальщики и страдающие вытираны АТО сдирали плакаты о «России – стратегическом партнере», в Москве на Новом Арбате, как и ранее полоскалось жовто-блакитное полотнище. Неславянский, по сути, флаг Южной Австрии, подаренный императрицей усердным галичанам за их деятельное участие в подавлении венгерского восстания. Следом Вена подарила им и украинскую идею. Которая, как видим, прижилась.
А не очень то русская РФ против оной как-то и не протестует: у нас то жена Пескова – Навка в жовто-блакитном на корпоратив с мужем Песковым «Несет Пургу» придет, то по Перовому сразу после новогодней речи Путина запустят Ротару, которая до этого «в Крым ни ногой» и закидала все АТО своим фирменным вареньем. А потому что РФ с Украиной не воюет, хотя Украина упрямо утверждает обратное (объясните кто-нибудь дуракам, что РФ граничит с ними еще и по Харьковской области, а теперь и по Крыму, и ежели б хотела, то сразу б с двух направлений разрезала б неньку минимум по Днепру, но в свидомой мифологии агрессоры почему-то уныло топчутся на одной трети Донбасса, пытаясь сломить стальные заслоны «киборгов). И щедро инвестирует украинскую экономику, а недавно вон Нафтогазу три миллиарда отвалила, пронеся мимо карманов дорогих россиян – ни в первый раз, впрочем.
А вот Украина воюет с русскими. На Донбассе. И теми, кто остались у нее. Так, тех, кто расклеил рекламные плакаты, ищет полиция.А мы отметим, как в ходе ночного киевского инцидента журналисточка на чистом русском скажет, что плакаты эти нарушили «минимум один закон» - закон о языке рекламы, и с 16 января вся реклама на Украине может быть только мовной. Жутко? Ну это пока. А через два поколения таких вот русскоязычных журналисточек в Киеве и не останется.
И Москва молчит. А что ей? Она ж тоже теперь не русская. Это на окраинах была коренизация, а в центре – дерусификация. Это ж ранее кабардинские роды считали за честь родниться с русскими, грузинские князья – служить в российской армии, русскостью гордились потомок датчан – Даль, и сербов-янычар – Колчак, и эфиопов – Пушкин, и татар – Карамзин. А нынче из русских уже грозятся выписаться даже казаки, и у поморов, уральцев, сибиряков тоже началось подобное шевеление. И в государственных документах РФ про русских ничего нигде не написано, хотя в национальных республиках про титульные национальности все сказано. Возможно потому, как приедешь в Казань – на тебе элеш и чак-чак в национальном фастфуде, а в Рязань – извольте в пиццерию и «Бургер Кинг»….
И многие россияне, услышав про Донбасс, отмахнутся, ну что нам эти шахтеры, ленивые хохлы, которые не так встали – у нас тут кредиты, цены растут, да пенсионный возраст. Да своя российская особая атмосфера. А вот попробуй тронь чеченца, даже если тот не прав….
Конечно своя атмосфера в РФ. Но какая-то не русская. Ибо русский – это не этнос, кровь, черепомерка, а дух, цивилизация, язык. Все это мы щедро расплескивали сто с лишним лет: Двинск – в Дааугавпилс, Верный –в Алма-Ату, Вильно – в Вильнюс, Царевококшайск – в Йошкар Олу. А что, у нас всего много, не жалко… Да только с каждым годом сжимается наша земля, словно шагреневая кожа, и пространство русского языка сужается – запретили, например, его в школах Украины и Прибалтики. И все меньше наших среди нас. Может пора уже очнуться, пока не превратимся в вымирающий народ?