Федеральная автомобильная дорога М-11. Она же скоростная трасса «Нева». Разумеется, платная. В эксплуатацию введена в последних числах ноября минувшего, 2019-го, года.
Впечатления от поездки месяц спустя. От Петербурга до Твери.
На мосту через реку Ижора, в нескольких километрах от знака «Ленинградская область», отгороженный участок. То ли что-то доделывают, то ли уже ремонтируют...
В районе Гатчины трехполосица заканчивается. Недальновидная дорожная политика... Пока на трассе еще свободно, но тяжеловесные фуры ее уже осваивают. Как только освоят в массовом порядке, трасса станет узковата. Да и разобьют они ее очень скоро. И начнется перманентный ремонт. Так что безработица дорожным службам не грозит.
С инфраструктурой на трассе пока еще не все, мягко говоря, благополучно.
Час пути от Петербурга и - никакой мобильной связи. Интернета нет, мониторчик навигатора время от времени стерильно чист. Как в какой-нибудь глубинке, а не между двух российских столиц. Но это пока! Опоры сотовой связи уже установлены, одна от другой через 10 км. Значит, будет полное покрытие. Вероятно, скоро.
Со стационарными автозаправками просто беда. Опытные водители говорят: по существующему в Европе стандарту АЗС должны быть каждые 50 км. Едем, вроде бы, по Европе, а понимаешь: до Европы нам еще далеко! Нет-нет, да попадаются контейнерные заправки, к услугам которых без крайней необходимости лучше не прибегать. Первая, лукойловская, только через 250 км.
Первая после газпромовской в Шушарах (считайте: на нулевом километре). На АЗС – гриль-кафе. Можно перекусить. Нет! Можно было бы перекусить, если бы оно было открыто. В кафе завершаются отделочные работы. Значит, не сегодня – завтра… Однако, подкрепиться можно и непосредственно на АЗС.
Километров через 150 ещё кафе, более скромное, но действующее. Не на заправке, просто на обочине. Нам оно уже без надобности.
«Зелёные» стоянки (площадки отдыха) через каждые 20 км.
Остановка на «контейнерной» АЗС в районе 240 км (отсчет километража от столицы). Магазинчик. Туалет. Вода в туалете к унитазу подведена. А вот над раковиной даже кран не установлен. И труб нет. А зачем подводить трубы, если нет крана? Или наоборот: зачем устанавливать кран, если нет труб? Все логично. Ни о какой туалетной бумаге, конечно же, речи и быть не может.
Освещение по всей трассе. На разделительной полосе установлены изящные светильники, а не уродливые и громоздкие «ребра кита» как на ЗСД в Питере.
Со световыми табло тоже полный порядок. Если предупреждение, что через 4 километра «стоящий автомобиль», значит, он там есть. Если: «Внимание! Впереди снегопад», значит, снегопад действительно «впереди», может быть, через сто километров, а, может быть, и завтра.
Странно, но то здесь, то там попадаются «заплаты» в свежем дорожном полотне. Это еще что! Полотно в районе Вышнего Волочка (участок более древний, открыт, вроде бы, в 2014-м) вообще в частых «заплатах» и во многих местах требуется «ямочный» ремонт.
Путь до Твери - немногим более 500 километров - занял чуть больше четырех часов. Прежде, говорят водители, в два раза больше. («Проезд одного только Волочка чего стоил!»)
Тут бы можно было поставить точку в «дорожных жалобах», не столь они и серьезны, да четыре дня спустя нам предстоял обратный путь – от Твери до Петербурга.
Итак, пропускаем четыре дня. Обратный путь. По той же «Неве».
Долгожданная заправка «Лукойл». Нужно перекусить оправиться и заправиться. Не тут-то было! Хвост автомобильной очереди выползает на трассу. Понимаешь: нужно было прихватить с собой термос с чаем или кофе, запастись бутербродами. И о заправке автомобиля позаботиться заблаговременно. Что делать? Надеяться на авось. Авось горючего хватит до Петербурга.
Снегопад, о котором четыре дня назад предупреждали электронные табло, вероятно, начался еще вчера. Да и сейчас продолжается, в мокром виде. Дорожные службы со снегом не борются. Не дураки, знают: снег растает сам собой, не во время ближайшей оттепели, так весной; вечный снег только в Арктике и Антарктике...
Так, стоп! На стоянке в районе 493 км от Москвы. Голод можно перетерпеть, а вот с противоположными «естественными надобностями» - терминология из воинских уставов… Туалет. Три кабинки. Две обозначены буквами «м» и «ж», на двери третьей значок: человек в инвалидной коляске. На подходе к третьей стоят юноша и девушка. У двери этой кабинки горит красный огонёк. А у первых двух зелёный. Направляюсь к первой.
- Мужчина! Не советуем вам туда ходить. Там уже через край, - останавливает меня молодой человек.
- И в этой тоже? - киваю на вторую.
- И в этой тоже, - кивает девушка.
- В таком случае, я за вами.
Кабинку для инвалидов покидает мужчина - заходит девушка. И почти сразу выскакивает:
- Нет уж, я лучше потерплю. До Питера километров 180 осталось. А вам, мужчины, я бы посоветовала… за угол.
Девушка направляется к машине. Молодой человек следует за ней. Я все же захожу в кабинку для инвалидов. Над унитазом табличка: «Вода смывается автоматически». Но, видимо, давно уже не смывается, ни автоматически, никак – унитаз почти полон...
Придется и мне «потерпеть» до Питера…
Инфраструктура на трассе «Нева» на сегодняшний день в какой-то мере напоминает анекдот про бассейн в сумасшедшем доме: «Научитесь нырять и плавать, тогда воду дадим».
Теперь, очень коротко, о начальном этапе четырехдневной поездки по маршруту: Тверь – Углич – Мышкин – Ярославль – Кострома – Ростов Великий – Сергиев Посад - Тверь.
Выезжаем из Твери в сторону Углича и почти сразу, как говорится, почувствуйте разницу…
- Вот тебе и проселочная дорога, - говорю напарнику (он за рулем).
- Какая проселочная, это межрегиональная трасса, - поправляет меня напарник.
- Ничего себе «региональная»!
- Вспомни прошлогоднюю поездку в Вытегру, там вообще трасса федеральная!
Дорогу на Вытегру (после пересечения границы Вологодской области) лучше не вспоминать!
- Так ведь и здесь… как после миномётного обстрела! Ладно, там – глубинка! А здесь-то подъезд к гордости России - «Золотому кольцу».
- Интуристов в городам «Золотого кольца» доставляют по Волге, или по московской трассе, она довольно приличная, а наших туристов такими дорогами не удивишь…
Все, как известно, познается в сравнении.
Автор текста – Владимир Желтов