Найти тему
Журнал "Параллель"

В Пушкинском музее выставка британского художника Томаса Гейнсборо, которого обожали печатать в журнале "Огонек"

В Пушкинском музее проходит выставка британского художника Томаса Гейнсборо. Художник жил в 18 веке, рисовал портреты, пейзажи и гравюры.

Гравюры художника
Гравюры художника

Если вдруг собирались в Пушкинский музей или не были там, есть повод заглянуть заодно и на выставку Гейнсборо , пока есть возможность посмотреть работы великого мастера, которые представили на выставке Национальная галерея и Национальная портретная галерея, Музей Виктории и Альберта, Тейт, Королевская aкадемия художеств и Картинная галерея Далич.

-2

Билет в Пушкинский музей стоит 400 рублей (200 льготный для пенсионеров), а на выставку британского художника нужно доплатить 100/50 рублей дополнительно. К сожалению, почему-то не сделали отдельный билет 100 рублей только на выставку.

-3

Я сто лет не была в Пушкинском музее, поэтому решила сходить туда заодно вспомнить, что есть и в самом музее.

В России картин данного художника практически нет, не считая одного единственного портрета в Эрмитаже, поэтому рекомендую сходить на выставку.

Выставка занимает всего два небольших зала, картин три-четыре десятка. Чтобы не искать по всему музею вход на выставку, лучше сразу подняться по лестнице на эту выставку, она напротив входной двери.

-4

Томас Гейнсберо известен тем, что рисовал английские парки , сады и практически ввел моду на парки данного типа в Лондоне.

-5

Также художник известен россиянам по картинам, которые публиковали в советское время в "Огоньке" и выпускали в виде альбомов с репродукциями . Наиболее известные картины это художника : "Портрет в голубом", "Мальчик в голубом", "Портрет четы Эндрюс".

-6

Томас Гейнсборо (1727–1788), пятый сын и младший, девятый ребенок в семье Мэри и Джона Гейнсборо, родился в том самом торговом городке Садбери в Саффолке. В этом городе сейчас располагается его музей.

Отлично у Гейнсберо получались портреты, хотя он любил больше рисовать пейзажи
Отлично у Гейнсберо получались портреты, хотя он любил больше рисовать пейзажи

Рисовать Томас начал с детства и в 13 лет отправился в Лондон на учебу к гравёру Юберу Франсуа Гравело . Денег в многодетной семье не было, отец торговал шерстью ( из которой шили саваны) и лишних денег на образование сына не было, но судьбе было угодно, чтобы мальчик стал известным художником, ему случайно "повезло"умер богатый дядюшка, который оставил наследство и 40 фунтов (это хорошие деньги были в то время) именно для обучения ремеслу племянника.

Слева Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками, 1727-1788 г
Слева Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками, 1727-1788 г

Первая известная картина 17-летнего художника была "Портрет мальчика и девочки", но до нашего картина дошла разделенной, вполне возможно она была разделена из-за повреждений.

Справа видно платье девочки. Картина сейчас вставляется на выставке.
Справа видно платье девочки. Картина сейчас вставляется на выставке.

В 19 лет женился на Маргарет Бёрр, внебрачной дочери третьего герцога Бофорта и каждый год ей рисовал портреты. Картина 50- летней Маргерет Берр тоже есть сейчас в Пушкинской музее на временной выставке.

У художника было три дочери, первая Мэри умерла из-за болезни, вторая Мэри тоже была больная, и младшая, Маргарет, которая всю жизнь ухаживала за сестрой и так и не создала своей семьи. Дочери стали украшением жизни художника, а их портреты – украшением наследия Гейнсборо.

Дочери часто позировали своему отцу.

Маргарет, собирающая колосья, коней 1750 гг, холст, масло, Музей Ашмолеан. Картина приобретена с помощью анонимного дара и гранта от фонда музея Виктории и Альберта в память о Хелен.
Маргарет, собирающая колосья, коней 1750 гг, холст, масло, Музей Ашмолеан. Картина приобретена с помощью анонимного дара и гранта от фонда музея Виктории и Альберта в память о Хелен.
Портрет Маргарэт, дочери художника . Галерея Тейт, Лондон. Дар семьи Р.ДЖ.Лэйна в 1896 г. На портрете изображена девушка 25 лет
Портрет Маргарэт, дочери художника . Галерея Тейт, Лондон. Дар семьи Р.ДЖ.Лэйна в 1896 г. На портрете изображена девушка 25 лет

Сохранилось более тысячи рисунков британского мастера, созданных на протяжении всей его карьеры. Особенно художник обожал рисовать пейзажи.

-12

Гейнсберо создал пейзажей за всю жизнь больше, кто либо живущих художников в 18 веке, более тысячи картин. Начав с зарисовок свинцовым карандашом, художник с годами перешел на белила, мел и размывку тушью, создавая неповторимый и узнаваемый свой стиль и технику по светотеневой моделировки картины.

-13

Художник к 19 годам стал уже известным портретистом , практически один из первых стал рисовать портреты детей.

Портрет Питминстерского мальчика , 1769 год, Холст, масло Предположительно племянник и ученик мастера.
Портрет Питминстерского мальчика , 1769 год, Холст, масло Предположительно племянник и ученик мастера.

В основном художник считался самоучкой и подражал голландским мастерам XVII века, такие как Ян Вейнантса, Якоб Ван Рёйсдал, Рембранд, Рубенс.

Пейзаж с повозкой на извилистой дороге, 1746-1747 гг, Холст, масло Дом-музей Гейнсборо. Работа молодого художника.
Пейзаж с повозкой на извилистой дороге, 1746-1747 гг, Холст, масло Дом-музей Гейнсборо. Работа молодого художника.

Поговаривают, что свои пейзажи Томас Гейнсборо рисовал не с натуры, а делал модели будущих картин из подручных материалов- веток, песка, фигурок животных.

-16

Не смотря на любовь к пейзажам, художнику приходилось рисовать портреты, которые у него заказывали, за них платили деньги, на которые и жил художник.

Детальные прорисовки причесок, одежды, лиц снискали славу художнику, сделали его узнаваемым среди соотечественников.

Портрет Томаса Хибберта (1744-1819), холст, масло. Дом-музей Грейнсборо, из частной коллекции
Портрет Томаса Хибберта (1744-1819), холст, масло. Дом-музей Грейнсборо, из частной коллекции

Художнику удавалось в портретах показать характер моделей.

Портрет Лэмба Барри,1727-1788. Дом -музей Гейнсборо. Уроженец города Сайлхэм занимал пост старшего шерифа графства в 1748 году, а в 1755 стал членом Парламента от Ипсвича.
Портрет Лэмба Барри,1727-1788. Дом -музей Гейнсборо. Уроженец города Сайлхэм занимал пост старшего шерифа графства в 1748 году, а в 1755 стал членом Парламента от Ипсвича.

В поисках заказов в 1759 году художник переехал в курротный городок Бат, где его студию посещали местные модники.

Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж,1778. Холст, масло Музей Холбурн.   Портет талантливой арфистки был написан по заказу ее мужа, через год после свадьбы.
Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж,1778. Холст, масло Музей Холбурн. Портет талантливой арфистки был написан по заказу ее мужа, через год после свадьбы.

Гейнсборо отлично играл на многих музыкальных инструментах, поэтому стал быстро популярен стал вхож в богатые дома, получал заказы на портреты аристократов.

Портрет джентельмена с собакой в лесу, 1746 . Холст, масло Дом -музей Гейнсборо , Садбери, передана на хранение из частной коллекции.
Портрет джентельмена с собакой в лесу, 1746 . Холст, масло Дом -музей Гейнсборо , Садбери, передана на хранение из частной коллекции.

Портреты Гейнсборо отличаются легкостью , изяществом и большой схожестью с моделями.

В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон и даже умудрился стать личным художником венценосной семьи и рисовал портреты членов семьи Георга III.

Правда, это не помешало ему поссориться с Королевской Академией, откуда он забрал свои картины, чтобы не выставляли их напоказ.

Портрет Гертруды, леди Алстон , 1767 . Дом-музей Гейнсборо. Гертруда была шестой дочкой доктора богословия, в 1753 году вышла замуж за Роуленда Алстона, полковника и будущего баронета.
Портрет Гертруды, леди Алстон , 1767 . Дом-музей Гейнсборо. Гертруда была шестой дочкой доктора богословия, в 1753 году вышла замуж за Роуленда Алстона, полковника и будущего баронета.

Не смотря на славу портретиста, художник обожал рисовать пейзажи. Перед смертью даже нарисовал серию картин из крестьянской жизни, как знак ностальгии по "Доброй старой Англии".

Крестьяне, едущие на рынок. Бумага, мел, гуашь, размывка тушью. Дом-музей Гейнсборо.
Крестьяне, едущие на рынок. Бумага, мел, гуашь, размывка тушью. Дом-музей Гейнсборо.

Также отлично получались у художника не только портреты люлей, но и животных

Померанский шпиц и щенок, 1777, холст, масло Галерея Тейт, Лондон
Померанский шпиц и щенок, 1777, холст, масло Галерея Тейт, Лондон

Рисовать достоверно животных помогло художнику также увлечением в детстве лепкой из глины, когда будучи мальчиком, будущий художник лепил фигурки животных.

Умер Гейнсберо в возрасте 61 год от рака, похоронен в Лондоне, в красивом живописном парке.

-24

Выставку к просмотру рекомендую. Не смотря на то, что она небольшая, картины впечатляют прорисовкой деталей, позитивностью.

-25

Также на выставке в Пушкинском музее представлено несколько картин соотечественников Гейнсборо .

Неизвестный мастер  "Портрет детей Килби". Холст, масло ГМИИ А.С. Пушкина
Неизвестный мастер "Портрет детей Килби". Холст, масло ГМИИ А.С. Пушкина
Антонис Ван Дейк 1599-1641, Леди Д`обиньи и графиня Портленд, конец 1638-начало 1939 года. Картина находится постоянно в ГМИИ А.С. Пушкина. Художник создал тип сословного аристократического портрета, ставшего образцом для британской художественной школы.
Антонис Ван Дейк 1599-1641, Леди Д`обиньи и графиня Портленд, конец 1638-начало 1939 года. Картина находится постоянно в ГМИИ А.С. Пушкина. Художник создал тип сословного аристократического портрета, ставшего образцом для британской художественной школы.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ | СТРАНИЦА В FACEBOOK | МОЙ YOUTUBE

Еще статьи:

Венская опера-как выглядит, стоит ли посещать.

Фуа-гра по венгерски