Изначально намеревался дать все рекомендации по сбору доспехов в одном посте, но слишком много приходится говорить про каждый элемент в отдельности. А потом еще после публикации вспоминаешь, что про то сказать забыл, про другое… В первой части мы говорили об общих рекомендациях и шлеме, хотя правильнее всего было бы начать с поддоспешной одежды.
Стеганка.
Как говорится в старой французской пословице «хорошо стеганая стеганка стоит многого…» только многие не правильно понимают ее смысл. Изначально повелось у нас в стране, что для многих реконструкция началась со сведенной кольчуги из сталистой проволоки, тяжелой и бессмысленной, но с порывом устремленным на перспективу. Но поскольку такая защита от первых пудовых богатырских мечей была бессмысленной, то старались ее усилить толстой стеганкой… смягчить так сказать. В общем, все уже поняли всю бесперспективность подобного подхода в отношении средневековых реалий и начинают говорить о том, что стеганка, не являющаяся самостоятельной защитой должна быть тонкой. Ибо в противном случае не работает. И это логично. Излишний объем порождает чрезмерные пропорции верхнего доспеха, на 14 век это обостряется тем, что внешних слоев вообще может быть два.
Вопрос: «на сколько тонкой?» С интересом читал дискуссию любителей 13 века о том, должна ли быть тонкой нижняя стеганка и на сколько, если прямых указаний на это в источниках пока не обнаружено. Мнений много, некоторые говорят что внешне доспехи выглядят похоже на источник, если одеть даже просто на котту, сиречь гражданскую одежду, другие, более упертые рекомендуют «колоться и плакать, но продолжать жрать кактус».
В общем, что можно порекомендовать любителям моей писанины: толщина поддоспешных одежд диктуется, прежде всего, технической необходимостью.
Если раньше любили мерить толщину в слоях ватина, то взяв за условную единицу 1 слой можно порекомендовать пустить 2 слоя на грудь и спину, 1 на подол и рукав до локтя, а от локтя до кисти либо 1 очень плотно стеганый, либо вообще ни одного. И сразу силуэт начинает быть похож на исторический, руки адекватно сгибаются, и снижается риск помереть не от ударов противника, а от удушья. Также следите за тем, что каков бы ни был крой, руки свободно поднимались вертикально вверх, это важно. Так же необходимо, чтобы рукав от локтя до кисти плотно прилегал к предплечью, а как вы этого добьетесь – шнуровкой или пуговицами, другой разговор. Кроите рукав подсогнутым, это облегчит вам сгибание руки при многослойной защите. Что касается воротника, то избавьтесь от него вовсе – как правило его делают криво лежащем, мешающим и открытым на горле(!), той части тела, которая более всех остальных нуждается в защите. Отсутствие воротника всегда можно компенсировать отдельным горжетом или приплетенным к кольчуге. Эта тенденция начинает набирать обороты чуть ли не с самого начала 14 столетья.
Обратите внимание на длину вашего подола, если это не самый конец века и вы не планируете носить кольчужные брагеты или клапан между ног, удлините подол настолько, чтобы он не открывал задницу и промежность, ибо эта частая тенденция способна испортить не только корректный внешний вид, но и привести к самым нежелательным для мужчины последствиям.
Немного о силуэте: со второй половины 14 века начинает входить в моду силуэт доспеха, при котором выпуклая грудь сочетается с узкой талией. Поэтому делайте в том месте, где заканчиваются ребра, максимально облегающе по телу, а когда будете закраивать грудь – пододеньте прямо на тело нагрудник и меряйте выкройку по нему. Хотите проверить свою стеганку на адекватность? Оденьте ее, попросите кого-нибудь схватить вас за талию спереди или сзади и оттянуть, если ему это удалось и между стеганкой и вами образовалась пустота – смело отдавайте перешивать. А если вам шил «специалист» — бейте его этой стеганкой до просветления!
На этом с поддоспешной одеждой закончу, пишите «нравится» или «не нравится», если соберется большое количество положительных отзывов – продолжу далее.
Заходите в гости: Вконтакте и Инстаграм - @club_citadel