Найти в Дзене
Янышев Ренат

Гордость Португалии. Эса де Кейрош

«Нет ничего труднее, чем выражать свои мысли ясно и лаконично. Для этого нужно быть гением» «Преступление падре Амаро» Эса де Кейрош Жозе Мария де Эса де Кейрош (1845 - 1900 г.г.) - португальский писатель и дипломат. В "галерее шаржей" Антунеша два персонажа стоят наособицу. Это Галуст Гюльбенкян - он не только не португалец, но и не гражданин Португалии. А второй - это де Кейрош. Он не застал XX-ый век в отличие от всех остальных. Дипломат и писатель, Эса де Кейрош давным-давно, ещё при жизни, по праву занял почётное место в списке писателей мирового уровня. К сожалению, он умер в самом расцвете творческих сил от туберкулеза. Во второй половине XIX-го века Португалия и Россия были очень схожи по условиям развития (монархический строй, засилье религии, застой в экономике). Весьма любопытно, что и там и там мыслящие люди с горечью называли свои страны «задворками Европы». Поэтому неудивительно, что Кейрош ещё со с

«Нет ничего труднее, чем выражать свои мысли ясно и лаконично. Для этого нужно быть гением» «Преступление падре Амаро» Эса де Кейрош

Эса де Кейрош (Антониу Антунеш)
Эса де Кейрош (Антониу Антунеш)

Жозе Мария де Эса де Кейрош (1845 - 1900 г.г.) - португальский писатель и дипломат.

Эса де Кейрош
Эса де Кейрош

В "галерее шаржей" Антунеша два персонажа стоят наособицу. Это Галуст Гюльбенкян - он не только не португалец, но и не гражданин Португалии. А второй - это де Кейрош. Он не застал XX-ый век в отличие от всех остальных.

Дипломат и писатель, Эса де Кейрош давным-давно, ещё при жизни, по праву занял почётное место в списке писателей мирового уровня. К сожалению, он умер в самом расцвете творческих сил от туберкулеза.

Во второй половине XIX-го века Португалия и Россия были очень схожи по условиям развития (монархический строй, засилье религии, застой в экономике). Весьма любопытно, что и там и там мыслящие люди с горечью называли свои страны «задворками Европы».

Поэтому неудивительно, что Кейрош ещё со студенческой скамьи начал писать. Он мог сосредоточиться на дипломатической карьере, но желание сделать что-то существенное для страны, сдвинуть с «мёртвой точки», разбудить народ, пересилило. Не правда ли, как всё это знакомо по биографиям Достоевского, Толстого, Чехова?

И вот, летом 1871-го года, через две недели после падения Парижской коммуны, Эса де Кейрош публично заявляет: "Революция - душа XIX-го столетия. Романтизм давно изжил себя. Только реализм может стать искусством сегодняшнего, да и завтрашнего дня тоже".

Свои слова Кейрош подтвердил делом книгой. Через три года на свет появляется роман "Преступление падре Амаро". Давать рецензию на эту вещь не входит в мою задачу. Однако замечу, что мысли и идеи, которые вложил де Кейрош в свой роман, не утратили актуальности и сейчас.

Вот несколько цитат из «Преступления падре Амаро»:

- «Мне не нужны священники на земле, потому что не нужен Бог на небе. Иными словами, дружок, мой Бог - внутри меня»;

- «Сколько очарования таит в себе любой грех!»

- «Чужая культура не на нас скроена — она нам не по росту».

Так что, даже если бы Кейрош остался автором лишь одной книги, всё равно он был бы велик.

Памятников писателю по всей Португалии поставлено не мало. Но более других мне нравится этот:

Лиссабон. Эса де Кейрош. Скульптор Антонио Лопес Тейшейра. 1903 год
Лиссабон. Эса де Кейрош. Скульптор Антонио Лопес Тейшейра. 1903 год

И очень грустно читать в Интернете подписи под фотографиями туристов, отчитывающихся о своей поездке:

"Вот Кейрос и его муза".

Не муза. Ни в коем случае. В основании памятника выбит эпиграф к роману Кейроша "Реликвия":

" Под легким покровом вымысла — могучее нагое тело истины".