Найти в Дзене
mofeiplop

Оценка «климата» компании!

Как известно, жизнерадостно настроенные работники, скорее всего, не 

поленятся сделать нечто выходящее за рамки их обязанностей, чтобы 

удовлетворить запросы клиента, и, следовательно, результаты их работы 

будут лучше. И действительно, выявлена следующая закономерность: на 

каждый процент улучшения рабочей атмосферы приходится два процен-

та роста дохода.

Бенджамин Шнейдер, профессор Мэрилендского университета, про-

анализировал деятельность таких разнотипных компаний, как отделения 

банков, региональные представительства страховых компаний, центры 

обработки заказов компаний — эмитентов кредитных карт и больницы, и 

пришел к выводу, что высокая оценка служащими психологической обста-

новки на рабочем месте обусловливает и удовлетворенность их клиентов, 

что, в свою очередь, сказывается на финансовых результатах. Аналогич-

но, низкий моральный дух представителей клиентской службы, которые 

работают в непосредственном контакте с потребителями, обусловливает 

высокую текучесть кадров и негативно сказывается на удовлетворенности 

клиентов — причем последствия такого положения дел ощущаются еще 

очень долго, даже по прошествии трех лет. А низкая удовлетворенность 

клиентов, в свою очередь, ведет к снижению доходов.

Так каково же противоядие? Помимо очевидной взаимосвязи между 

организационным климатом и условиями труда или заработной платой, 

огромную роль играют лидеры, инициирующие резонанс. И чем большего эмоционального напряжения требует работа, тем сильнее лидер должен 

выказывать участие и ободрять сотрудников. Лидеры управляют организационным климатом и, следовательно, определяют предрасположенность 

сотрудников удовлетворять потребности клиентов. Например, в результате 

исследования одной страховой компании Шнейдер обнаружил, что эффективное лидерство влияет на психологический настрой агентов, причем так, 

что число пролонгированных контрактов увеличивается на 3–4% — довольно маленькая разница, но для бизнеса — весьма значительная.

Консультанты по вопросам организационного поведения долгое время полагали, что существует некая положительная связь между взаимоотношениями в данном подразделении компании и его результативностью. 

Однако четких данных о связи между этими аспектами практически не 

было, так что лидеры могли с легкостью игнорировать свой личный стиль управления и его воздействие на подчиненных, вместо этого концентрируя внимание на более «конкретных» целях бизнеса. Но сейчас, наконец, 

у нас имеются достоверные результаты исследований трудового поведения в целом ряде отраслей. Полученные сведения касаются взаимосвязи 

лидерства с атмосферой в коллективе и производительностью и позволяют количественно измерить то вполне ощутимое изменение финансовых 

показателей, которое вызывается чем-то, казалось бы, столь эфемерным, 

как «атмосфера» компании.

Например, в одной международной компании, занимающейся прода-

жей продуктов питания и напитков, позитивное восприятие организаци-

онного климата обусловило более высокие показатели годовой прибыли 

в крупнейших подразделениях. При изучении 19 страховых компаний 

было установлено, что климат, созданный руководителями посредством 

прямых распоряжений, определял производительность всей организации: 

в 75% случаев единственно только организационный климат позволял 

четко отнести компании к высокорентабельным и развивающимся или 

убыточным и застойным .

Сам по себе рабочий климат еще не определяет производительность. 

Общеизвестно, что факторы, благодаря которым в каждом секторе появ-

ляются сильнейшие компании, весьма многочисленны. Но наши исследования показывают, что в целом организационный климат — эмоциональ-

но окрашенное отношение людей к работе в данной компании — спосо-

бен объяснить 20–30% различий в производительности труда. Умение 

пробудить в людях лучшее окупается вполне материально.

Если климат в компании определяет коммерческие результаты, то какие 

факторы тогда ответственны за сам этот климат? Примерно на 50–70% со-

здание климата в организации зависит от действий одного человека — лидера. Более чем кто-нибудь другой, руководитель создает условия, которые 

напрямую влияют на способность людей трудиться с полной отдачей.

Короче говоря, эмоциональное состояние лидера и его действия ре-

ально влияют на психологическое самочувствие подчиненных, а следова-

тельно, и на качество их работы. Таким образом, вопрос о том, насколько 

успешно лидеры управляют своими эмоциями и воздействуют на настро-

ение окружающих, становится не частной заботой, а залогом успешности 

бизнеса .

Это подводит нас к обсуждению механизмов работы мозга эмоцио-

нального лидера, каково бы ни было влияние последнего на людей — пагубное или благое.