В предыдущих частях мы рассматривали возможность использования беспилотников для танков.
Мы остановились на том, что рассматриваем только беспилотники для чисто танковых частей (от одного танка до танковой роты). Это связано с тем, что далее уже идут обычно смешанные войска и специализированные части. Танковая рота решает весьма ограниченный круг задач, не говоря уже про отдельный танк, в отличии от батальонов, бригад, дивизий и так далее. Поэтому беспилотники должны соответствовать этим задачам, и все эти беспилотники должны, или крайне желательно, обслуживаться экипажами танков. Там мы рассмотрели необходимые разведывательные дроны. А так же боевые разведывательно-дозорные, которые могут на себя взять частично функцию пехоты сопровождения.
3. Средства РЭБ. На данный момент наличие радио-электронной борьбы на уровне роты не считается необходимым. Ввиду большой дальности действий РЭБ (которая несколько раз перекрывает зону ответственности роты) и отсутствия какой-либо специфики на уровне роты. Но с другой стороны, современные системы управления оружием и связи все больше ориентируются на небольшую дальность (использование частот, которые активно затухают в атмосфере на малых дальностях). Если учесть, что ширина обороны для роты примерно равна 1,5 километра, то все же большинство используемых средств связи и наблюдения (РЛС, например) имеют гораздо большую дальность действия. Отсюда правильно будет размещение средств РЭБ на уровне батальона и выше. Но ряд современных доктрин предполагает маневренную войну, где соединения дробятся и объединяются по мере необходимости. Поэтому вполне логичным является придание средств РЭБ непосредственно роте. Рассмотрим же в этом случае, является ли необходимым и возможным такой беспилотник для танка.
Основной задачей РЭБ на уровне роты является глушение и перехват управления вражеских дронов. Для этой цели необходимо 1-2 оператора РЭБ. Но нужны ли для этого дроны, вот в чем вопрос! Кстати, здесь мы прямо подходим к методам защиты своих дронов и мерам безопасности. Например, при рассмотрении боевого разведывательно-ударного дрона для танков в качестве дополнительного вооружения, которое ставить не обязательно, были предложены противотанковые средства. Как видится при активной вражеской радио-электронной борьбе это не очень хорошая идея. Вообще оптимально использовать для управления направленное излучение или вообще кабеля (пусть и оптические). Хотя управление по кабелю имеет ряд недостатков, а точнее препятствий за которые эти кабеля цепляются, но в некоторых случаях это оправданно, поэтому катушки с кабелями возможно и сохранятся как резервное средство. С направленным излучением тоже некоторые проблемы. Точнее проблема в том, что техника движется (направление сложно отслеживать) и есть препятствия, не всегда прозрачные для управляющих сигналов. Поэтому видится, что при потери направленного сигнала (к сожалению это может быть и из-за глушения) техника должна переходить либо на автономный режим (что в бою чревато), и возврата к оператору по последним координатам со сканированием направленного сигнала, либо на широконаправленный сигнал (что чревато перехватом управления).
Но все же, зачем нам дроны для РЭБ? Дело в том, что по сигналам РЭБ довольно легко засекают их местоположение, и даже есть специальные ракеты, которые поражают средства РЭБ. Однако если у нас на шасси дрона находится только антенна излучателя, то будет поражен лишь дрон. Кстати, его стоимость может даже быть ниже стоимости самой ракеты для его поражения. И это еще при том, что может быть и не поражен (дрон может быстро сменить свое местоположение, выключить излучение, имеет малые габариты, использовать естественные укрытия). Кроме того, наличие нескольких дронов с антеннами позволит точно определять местоположения вражеских средств (методом триангуляции, например) и увеличит шанс перехватить направленный сигнал. Естественно, что для этого дроны РЭБ должны быть рассредоточены. Кстати, оборудование РЭБ может быть установлена на вышеупомянутые боевые разведывательно-дозорные дроны в качестве дополнительного. Поэтому в целом нет смысла в отдельном дроне РЭБ.
4. Транспортные дроны. В целом есть смысл придавать боевым частям транспорт на дистанционном управлении, для уменьшения потерь. Мало смысла делать бронезащиту транспортной машины на уровне танка, ибо грузоподъемность резко упадет. Впрочем, для транспортировки грузов можно и нужно использовать бронированные машины (БТР, например). Но скорее это должны быть штатные для роты в небольшом количестве (1-2 машины). Но вот уже для рейдов и переброски их грузоподъемность будет маловата. Поэтому возникает необходимость в придании транспортных машин уже не бронированных. Конечно, как и во всех дронах основную часть управления берет на себя автопилот, и лишь не штатные ситуации требуют вмешательство оператора. Или оператор может сам вмешаться в работу дрона если периодически наблюдает за его действиями. Это нужно в первую очередь для того, чтобы снизить заметность частей и уменьшить шанс перехвата управления (видеопередача это большой объем данных и непрерывный их поток).
Далее идет медицинский дрон, как подвид транспортного, для перевозки пострадавших в госпиталь или транспортировки неких критических грузов (вроде внезапно вышедших деталей отсутствующих в ремонтном комплекте). Видится этот дрон в виде вертолета. В целом цель его придачи это несколько сократить время транспортировки критических раненых (исключив прилет за раненым) и для психологической устойчивости соединения. Но с другой стороны необходимость его перевозки и обслуживания на уровне роты нецелесообразна.