Найти тему
MAD TOSBY

Маленькие женщины: большая история

Фото ©️ WDSSPR
Фото ©️ WDSSPR

«Ма­лень­кие жен­щи­ны» вы­ходят на боль­шие эк­ра­ны 30 ян­ва­ря. Это уже вто­рая пос­ле «Ле­ди Бёрд» кар­ти­на Гре­ты Гер­виг, где она ис­сле­ду­ет мно­гог­ранность и си­лу жен­ских ха­рак­те­ров. Фильм ос­но­ван на од­но­имён­ном ро­мане Лу­изы Мэй Ол­котт. Что но­вого прив­несла Гер­виг в ис­то­рию, дей­ствие ко­торой про­ис­хо­дит пол­то­ра ве­ка на­зад, чи­тай­те ни­же

Шан­сы уди­вить зри­теля но­вой эк­ра­низа­ци­ей «Ма­лень­ких жен­щин» (2019) — уже да­леко не пер­вой в ис­то­рии ки­но — бы­ли не­высо­ки, но ав­то­рам поч­ти уда­лось. Став­ки бы­ли сде­ланы на ори­гиналь­ное пос­тро­ение сю­жета, а так­же на из­вес­тный ак­тёр­ский каст. Роль глав­ной ге­ро­ини — Джо Марч — ис­полни­ла звез­да филь­ма «Ле­ди Бёрд» (2017) Сир­ша Ро­нан. В соз­да­нии «Ма­лень­ких жен­щин» так­же при­няли учас­тие Эм­ма У­от­сон (Мэг), Фло­ренс Пью (Эми), Элай­за Скан­лен (Бет), Ме­рил Стрип (тё­туш­ка Марч), Ло­ра Дёрн (Мар­ми) и Ти­моти Ша­ламе (Ло­ри).

В цен­тре сю­жета ис­то­рия о че­тырёх сёс­трах-под­рос­тках из обед­невшей семьи, ко­торым при­ходит­ся сов­сем не прос­тово вре­мя Граж­дан­ской вой­ны в США. Они тер­пят ли­шения и ра­зоча­рова­ния, но во что бы то ни ста­ло стре­мят­ся сох­ра­нить дос­то­инс­тво, доб­ро­детель и ду­шев­ную чис­то­ту. По­ка отец ма­лень­ких жен­щин (Боб Оден­кёрк) на фрон­те, их вос­пи­тыва­ет мать, пы­та­ясь при­вить до­черям пра­виль­ные нравс­твен­ные иде­алы и на­учить прис­по­саб­ли­вать­ся к ме­ня­юще­муся ми­ру, где жен­щи­на мо­жет и дол­жна быть силь­ной.

Гре­та Гер­виг, бе­зус­ловно, осов­ре­мени­ла по­пуляр­ную ис­то­рию, уб­рав из неё ак­цент на вик­то­ри­ан­скую мо­раль, на ко­торой дер­жатся слож­ные ха­рак­те­ры и лей­тмо­тив ро­мана. Ре­жис­сёр смес­ти­ла фо­кус ин­те­реса на то, что бес­по­ко­ит сов­ре­мен­ность, а это, ра­зуме­ет­ся, фе­минизм. Гер­виг не так ин­те­ресу­ет пу­тешес­твие юных пи­лиг­ри­мов к обуз­да­нию раз­ру­шитель­ных чувств и мыс­лей, как пу­тешес­твие жен­щин к лич­нос­тно­му ста­нов­ле­нию и не­зави­симос­ти. Нес­лу­чай­но пер­вую скрип­ку в филь­ме иг­ра­ет имен­но Джо­зефи­на — твор­чески ода­рён­ная, стре­мяща­яся к са­море­али­зации в ка­чес­тве пи­сатель­ни­цы, об­ла­да­ющая маль­чи­шес­ки­ми ма­нера­ми и от­ри­ца­ющая ти­пич­ные для сво­его вре­мени иде­алы женс­твен­ности. Джо уве­рена, что пред­назна­чение жен­щи­ны вы­ходит да­леко за рам­ки то­го, что­бы «удач­но вый­ти за­муж», как на­уща­ют её ок­ру­жа­ющие.

Хро­ноло­гия ис­то­рии то­же под­вер­глась из­ме­нени­ям, Гер­виг сде­лала её не­линей­ной, объ­еди­нив фа­булу двух ро­манов Лу­изы Ол­котт — «Ма­лень­ких жен­щин» и «Хо­роших жён», рас­кры­ва­ющих два эта­па взрос­ле­ния сес­тёр Марч.

Что ка­са­ет­ся иг­ры ак­трис, выб­ранных на ро­ли сес­тёр, то она не так од­нознач­на. Сир­ша Ро­нан смот­рится очень ор­га­нич­но в ро­ли Джо, че­го, к при­меру, не ска­жешь про Эм­му У­от­сон: Мэг из неё по­лучи­лась пос­редс­твен­ная; как и Эми из Фло­ренс Пью. Ес­ли вы чи­тали про­из­ве­дения Ол­котт до прос­мотра филь­ма, ха­рак­те­ры этих ге­ро­ев вам на­вер­ня­ка по­кажут­ся не­рас­кры­тыми. Впро­чем, срав­ни­вать кни­гу и фильм не всег­да удач­ная за­тея. Но в ва­ри­ации Гре­ты Гер­виг всем пер­со­нажам дей­стви­тель­но не хва­тило глу­бины. А вот с Ти­моти Ша­ламе в ро­ли Ло­ри соз­да­тели дей­стви­тель­но по­пали в яб­лочко. Его суб­тиль­ность сыг­ра­ла об­ра­зу на ру­ку.

В це­лом ре­шение ох­ва­тить сю­жет двух книг в срав­ни­тель­но не­боль­шом хро­номет­ра­же кар­ти­ны, по­жалуй, бы­ло ошиб­кой. Учи­тывая ещё и кли­повый под­ход к рас­ска­зу ки­но­ис­то­рии, об­щее впе­чат­ле­ние по­лучи­лось ско­рее ском­канным, не поз­во­ля­ющим вос­при­нять её как неч­то цель­ное и объ­ём­ное. Соз­да­тели кар­ти­ны ре­шили ском­по­новать на­ибо­лее силь­ные сю­жет­ные по­воро­ты ро­мана и скле­ить из них фильм, ли­шив его тем са­мым плав­ности и пос­те­пен­но­го на­рас­та­ния кон­флик­та, что в ко­неч­ном счё­те обес­це­нило и сма­зало его дра­мати­чес­кое зна­чение. Мож­но ска­зать, что не хва­тило то­го са­мого «дь­яво­ла в де­талях».

«Ма­лень­кие жен­щи­ны» — при­мер то­го, что пе­рета­совав кар­ты ча­ще мож­но по­лучить неч­то но­вое, чем при­ук­ра­сить ста­рое. По­жалуй, так и сто­ит вос­при­нимать кар­ти­ну Гре­ты Гер­виг, хи­мия ко­торой в но­вых эмо­ци­ональ­ных свя­зях и но­вом проч­те­нии об­ра­зов и си­ту­аций всем из­вес­тной ис­то­рии. Это нем­но­го те­ат­раль­ное, на­ив­ное, но очень оба­ятель­ное ки­но, про­низан­ное сво­бодой и доб­рой иро­ни­ей.

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте