Статья представляет собой «сухой» краткий юридический анализ текста поправок Конституции без конспирологических теорий и фантазий автора, так как я, будучи автором, чувствую себя ответственным перед своим читателем.
После принятия Конституции в далеком 93 году, она менялась всего 4 раза. Последний раз в Конституцию были внесены поправки примерно пять с половиной лет назад. Напомню, тогда был изменен порядок формирования Совета Федерации (согласно Закону №11-ФКЗ Президент получил право непосредственно назначать не более десяти процентов от общего числа сенаторов).
20 января, всего через 5 дней после послания Федеральному Собранию, Владимир Путин внес в Госдуму проект закона по изменению Конституции, а 23 января Госдума одобрила законопроект в первом чтении. Поправка предусматривает изменение 22 статей и существенно меняет баланс сил между исполнительной и законодательной властью. Кроме того, в Конституции упоминается орган под названием «Госсовет», правовой статус которого пока не понятен. Обо всем этом поговорим по порядку.
Основные предложения Президента по изменению Конституции.
1. Из конституционной нормы о сроке президентства из словосочетания «два срока подряд» уберут слово «подряд», что означает, что одно и тоже лицо не сможет занимать должность Президента более двух сроков. Данное изменения ставит точку в спорах о том, будет ли Владимир Путин участвовать в выборной кампании 2024 года, если, конечно, не будет 6 пакета поправок Конституции.
2. Президент назначает Премьер-министра, его заместителей и министров только после утверждения кандидатур Госдумой. Но должности «силовых» (т.е. отвечающих за безопасность страны) министров назначаются непосредственно Президентом после консультаций с Советом Федерации, при этом понятие «консультация» пока не определено. Кроме того, Президент не имеет право отклонить утвержденные Госдумой кандидатуры министров. У президента остаются лишь права лишить их своего поста. Таким образом, существенно сужаются полномочия Правительства и расширяются полномочия Парламента. сточник фотографии: https://yandex.ru/images/ . Заседание Госсовета
3. На данном этапе конституционной реформы пока остается не ясным, какой компетенцией будет наделен Госсовет. В Путинском проекте Конституции косвенно лишь упомянуто о том, что данный орган формируется Президентом «для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Сейчас Госсовет - это консультативно-совещательная ассамблея региональных руководителей, собирающаяся несколько раз в год, возглавляемая президентом и состоящая из глав исполнительной власти всех регионов, всех полпредов, руководства Госдумы и СФ, а также назначаемых президентом бывших губернаторов.
4. В Конституции РФ появится принцип ее приоритета перед международными договорами. Многие эксперты связывают данную поправку с решениями ЕСПЧ в отношении участников протестных движений (Европейский суд активно присуждает компенсации потерпевшим участникам протестных движений). При этом у государства фактически есть возможность не исполнять решения ЕСПЧ (статья 79 Конституции и несколько решений КС на эту тему позволяют это делать). Видимо, во избежание коллизий, решили ввести в Конституцию прямую норму.
5. Президент получил право вносить в Совет Федерации представление об прекращении полномочий судей Конституционного, Верховного суда и других судов. В данный момент решение об отставке принимается самими судами. Таким образом, нарушается работа механизма системы сдержек и противовесов и принцип разделения властей.
6. И напоследок изменение, касающиеся непосредственно россиян. Теперь гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума (например, для трудоспособных москвичей он составляет в 2020 году 19 797 руб.). Также, в проекте предусмотрена норма о регулярной индексации пенсий.
Таким образом, гарант Конституции предложил де-факто изменить базовую конструкцию формирования исполнительной власти в стране и превратить Российскую Федерацию из так называемой «суперпрезидентской республики образца 1993 года» в президентско-парламентскую республику. При этом стоит отметить, что многие нормы, которые предлагаются, на самом деле уже содержатся в Конституции — и про суверенитет, и про верховенство Конституции, и про то, что Россия может заключать международные договоры и вступать в организации и соглашения, только если они соответствуют конституционным нормам.