Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Если мы такие умные, почему мы такие бедные?

Именно в наши дни всё чаще люди задумываются, какими мы хотим видеть своих детей? Чему мы хотим их научить? Что станет основой их жизни?

Античная философия выдвинула тезис, что существуют два главных типа устройства жизни: в одном основным критерием становится уменьшение страданий, в другом – увеличение наслаждений. Самосознание советских людей долго определялось той их памятью, которая хранила в себе массовое страдание. Это были ужасы революции и гражданской войны, массовый голод, карточная система, тотальный террор, страшная война. Поэтому устранение именно этих памятных нескольким поколениям страданий воспринималось как резкое улучшение жизни. Как дороги людям старшего поколения пусть незначительные, копеечные, но регулярные понижения цен, которые виделись как знак добрых перемен, как символ заботы о человеке!

Пока живы были люди, в памяти которых было полуголодное детство, военные пайки и нищета периода реконструкции, советский строй был стабилен, потому что ни один самый эрудированный и пылкий диссидент не смог бы убедить массы людей, помнивших террор, насилие, голод как нормы жизни, что нужно возмутиться брежневским строем, избавившим именно от этих несчастий.

Плакат 50-х годов
Плакат 50-х годов

Это сейчас, с высоты обретённых знаний и прожитых лет, мы говорим о застое, а в 70-е годы новая квартира, полученная передовиком производства бесплатно, путёвка ребёнку в пионерский лагерь практически даром, вполне доступное – только не ленись в школе – высшее образование воспринимались как великие завоевания социализма, направленные на улучшение жизни каждого человека. Но была и ещё одна сторона жизни, очень важная: выделяться богатством, машиной, квартирой было не принято, некрасиво, не по-людски и не по-советски! На первый план в сознании большинства людей выходили (и официально, государством поддерживались!) идеалы бескорыстия, доброты, отзывчивости к чужому горю, бессребреничества.

-3

Перестройка, отброшенная коммунистическая идеология, смена поколений, поток информации, достаточно свободный и простой выезд за границу показали, что брежневский уровень благополучия – это убогое нищенство по меркам даже не самых богатых стран Европы. Мы увидели, как живёт остальной мир, и поэтому «мирное» поколение захотело жить иначе, чем «военное и послевоенное». Традиционная русская фраза: «Лишь бы не было войны», – сменилась новой, заимствованной, но ставшей откровением: «Если мы такие умные, почему мы такие бедные?» Отсюда простой вывод: они ТАМ ни о какой духовности не думают, но зато живут в своё удовольствие, так и нам ЗДЕСЬ нужно отбросить все эти умные разговоры и начать жить, как все.

Ещё одним фактором, повлиявшим на своеобразную смену ориентиров, стало падение прежней идеологии, ставившей на первое место идеал борьбы («И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди!»), и отрицание материальных благ как смысла жизни. На уроке один из моих обитателей Камчатки, демонстрируя знание забытого ныне романа, сказал: «Вот выстроит Павка Корчагин свою дорогу, и повезут его по ней на Колыму».

-4

Идеи революционного переустройства мира у нынешней молодёжи восторга не вызывают, а героические подвиги самоотверженности рождают вопрос: «Вот деды надрывались – а чем всё кончилось? Кем мы теперь выглядим в глазах всего мира? Верхняя Вольта с ракетами?»

Православие не стало для большинства заменой коммунистических идей и действительно духовным ориентиром в таком сложном мире, а победоносно идущие по миру западные бизнесмены, вооружённые протестантской идеологией, словно убеждали в верности или даже преимуществе именно их взгляда на мир и жизнь. Протестантство как система жизненных и духовных ценностей утверждало: да, вокруг тебя есть бедные, больные, страждущие, но это тебя не касается, это их проблемы! Ты богат – значит, отмечен Богом! Так рьяно переводимый у нас Карнеги задавал предельно простой вопрос, открывающий всю суть его взглядов: тебе нужно доказать свою правоту или добиться конкретных жизненных успехов? Ты хочешь быть правым или богатым? Перестань вести бесконечные споры, умей соглашаться, не обижай партнера своей правотой, не старайся доказать, что ты такой умный. Что даст тебе победа в споре со своим начальником, с приятелем, с партнером по бизнесу? Минутное удовлетворение тщеславия и стойкое раздражение собеседника.…

Нам, по сути, навязывают, как в своё время африканским и азиатским колониям, стандарт западной жизни, но при этом возникает ситуация, когда отдельный человек (тот самый, которого прежде именовали «простым советским тружеником») оказался не в состоянии достичь эти самые западные стандарты, которые наши СМИ представляют как единственно достойные современного человека.

Гламурная жизнь на экране и убогое существование родителей, бьющихся за кусок хлеба – вот то, что увидел подросток. Такой разлад разрушителен для человека, это убивает возможность реализовать себя как личность, уважать самого себя и своё дело.

-5

Мы оказались в парадоксальном положении, когда честно выполняемая работа не кормит работника, а самые высокие начальники убеждают, что подработка (та самая, которая у нас именовалась с оттенком пренебрежительности халтурой) должна стать нормой жизни. Мы превратились в уникальную страну: у нас работающий честно не может уложиться даже в нашу убогую потребительскую корзину, прокормить семью! И разошлась по стране бездумная фраза: «Денег нет, но вы держитесь!»

И всё-таки выше сказанное важно, но не самое главное. Наши прадедушки самым ужасным человеком считали даже не убийцу (грешнику возможно раскаяние, Бог милостив!), а того, кто твердил: «Я знаю всё, я всегда прав!» С таким самозванным носителем истины общаться было невозможно и даже грешно, встретив такого, нужно было бежать прочь, чтобы не поддаться соблазну. Не то ли самое происходит и с нами сейчас, когда вокруг столько соблазнов? Вот самый яркий пример. Известная и любимая мной Т.Н. Толстая, лингвист-профессионал, окончившая университет по кафедре романо-германской филологии, великолепный писатель, была приглашена вести семинар по русской литературе в заморском колледже. После первого же занятия, где она цитировала русских поэтов и по-русски, и по-английски, восхищалась яркостью образов и музыкальностью строк, поднялся студент и сказал: «Профессор, всё это хорошо, даже замечательно, но Вы лучше научите нас, как всем этим можно деньги зарабатывать!» И Татьяна Никитична удрала из колледжа, потому что она умела получать от искусства эстетическое наслаждение, но ей и в голову не приходило, что из красоты можно извлекать доход. То есть с нашей страной происходит грандиозная смена культурных ориентиров, переоценка ценностей. И это не только там, за морем, студенты такие прагматики. Дать урокам смысл – это основа любой методики, но попробуйте прагматично осмыслить и объяснить ученику, зачем читать «Что делать?» и «Войну и мир», если революций, к счастью, не предвидится, иноземных нашествий тоже?! Какой от этих книг реальный прок? Прибыль?

Есть один замечательный ответ, зачем нам нужна вся эта духовность вообще и литература в частности. У академика Легасова спросили, почему у нас так часто стали падать самолёты и тонуть корабли? Академик ответил: «Мы подняли Гагарина на плечах Пушкина и Толстого, а теперь такой основы нет».

-6

По всей видимости, учёный хотел сказать, что сейчас мы утрачиваем, более того, сами отбрасываем, считая ненужной, лишней, всю русскую культуру, которая прежде была основой жизни, на том основании, что она не может научить, как стать богатым. Нужно, считает академик, прежде всего, стать человеком, а потом уже математиком, физиком, токарем или аптекарем. Нет души – не будет и успеха в профессиональной деятельности.

Так не пора ли бежать от тех, кто объясняет нам, что все эти наши традиционные размышления о душе, о человеке и его высоком предназначении – бессмыслица, поскольку не приносит реального дохода?! Кто определит, сколько стоит душа и зачем она? Наверно, всё же не только наша церковь, но и наша великая литература.