В январе министр обороны Индонезии Прабово Субианто «скатался» в Европу. Он нанес визиты в Париж и Москву.
Прабово — весьма занятный политический персонаж. Отставной генерал-лейтенант со скандальным прошлым, он дважды участвовал в президентских выборах 2014 и 2019 гг., оба раза проиграл Джоко Видодо (Джокови). Осенью прошлого к изумлению местных элит Джокови назначил Прабово новым министром обороны.
Оказавшись во главе военного ведомства, Пробово развернул активную внешнеполитическую деятельность, которая стала вызывать подозрения в правительственных кругах. Однако президент поддержал нового министра обороны и одобрил его многочисленные зарубежные вояжи.
Визит в Москву завершился без официально заявленных результатов. В российские СМИ поступило сообщение о пожелании министра обороны России Сергея Шойгу вывести двусторонние отношения, в том числе и по линии министерств обороны, на уровень стратегического партнерства. Шойгу надеется, соответствующая декларация будет подписана уже в этом году.
Однако после январского европейского турне Прабово появились утверждения о том, что Индонезия отказывается от так и не реализованного контракта с Россией на покупку 11 истребителей Су-35 (поколение 4++) на сумму около 1 млрд долларов. А вместо этого Джакарта якобы практически договорилась с Парижем о покупке более скромных по возможностям истребителей «Рафаль», но зато сразу 48 единиц. Было также высказано пожелание о закупке во Франции большой линейки военно-морской техники (ради этого было решено отказаться от закупок такого вооружения в Южной Корее). Общий объем вероятной сделки с Парижем оценивается в 25-28 млрд долларов.
Считается, что в настоящее время Джакарта находится в поиске экстренного усиления боевых возможностей своих вооруженных сил перед лицом возрастающих проблем в отношениях с Китаем из-за территориальных споров в зоне Южно-Китайского моря. Индонезия развернула боевые самолеты и военные корабли вокруг островов Натуна, на которые претендует и КНР. Однако требуется больше средств для защиты этой территории в море.
Однако на пути закупок вооружения существует важное препятствие. В Индонезии, как и в соседней Малайзии, действует жесткое правило: контракты на закупку вооружений не могут быть полностью оплачены «живыми» деньгами, а должны включать закупки существенных объемов индонезийской продукции страной-продавцом оружия. На практике это означает закупки в Индонезии пальмового масла — основного продукта индонезийского экспорта.
Индонезия — крупнейший игрок на мировом рынке пальмового масла. Ожидается, что в 2021 году Евросоюз введет в действие санкции против пальмового масла, которые сильно ударят по индонезийскому экспорту. Поэтому заявленный интерес Джакарты к французскому вооружению почти на 30 млрд долларов — это, возможно, не только про оружие.
Российско-индонезийский контракт по Су-35 был заключен два года назад. Однако сделка не была закрыта из-за желания Джакарты сделать ее полностью бартерной. Что не только не устроило российское правительство, но и вызвало многочисленные насмешки в СМИ из-за плохой репутации того низкокачественного варианта пальмового масла отнюдь не тонкой очистки, который Индонезия пытается «столкнуть» в Россию. Известны также многочисленные скандалы, которые ранее сопровождали импорт пальмового масла в Россию.
Если контракт так и не будет реализован, это будет большим ударом по репутации лично Сергея Шойгу, который подмял под себя многие направления российской внешней политики на азиатском направлении. В основном на него завязаны попытки государства распутать узел многочисленных проблем в российском авиастроении, многие проекты производства нового вооружения могут быть реализованы только при условии упреждающей продажи части продукции на экспорт.