Найти тему
Мифы и игры

Загробные миры в Tomb Raider: Underworld

Оглавление

Заглянуть на 5 тысяч лет назад? Запросто! Так мы и сделали в прошлый раз, разбираясь, какие же цивилизации и культуры отражены в игре Tomb Raider: Legend. Переправились через море и походили по руинам доинкских народов в Боливии и Перу, открыли в Западной Африки терракотовые статуэтки, крутили молитвенные барабаны в Непале и даже сфотографировались с огромной Афиной в поместье. Сегодня мы продолжаем путешествие по другой части игр о юном археологе Ларе Крофт.

Нифльхейм

В скандинавской мифологии существует представление о девяти мирах, соединенных Мировым Древом Иггдрасилем. Одним из таких миров является Нифльхейм - земля туманов. Здесь, согласно Старшей Эдде, обитают инеистые великаны, древние существа, родившие многих богов. Первым великаном был тот самый Имир, из чьего тела сотворен мир.

Нифльхейм, по скандинавским поверьям, находился очень близко к мировой бездне Гиннунгагап, откуда есть пошел весь мир. Это темный, мрачный мир, холодный, как дыхание льда. Впрочем, разработчики решили пофантазировать и отринуть сказания: лёд растопился и превратился в воду, то есть Средиземное море; тьма рассеялась под светом огней у входа. Хотя в этой противоположности есть своя прелесть создания нового мифа: древние построили этот подводный храм, чтобы запечатлеть миф в реальности. Однако достигая конечной точки Нифльхейма, мы открываем не менее забавный "новый" миф: в мире, где живут великаны, спрятана перчатка бога Тора, помогающая держать Мьёльнир.

Что вообще может делать бог грома в темной земле великанов? Наверное, нужна была завязка ко всей истории, и не было придумано ничего лучше. Почему бы и нет? Вдруг Тор был так дружен с огромными инеистыми великанами, что дал им погонять свою перчатку.

Вальхалла

Скандинавы были не только фермерами и охотниками, но и войнами и мореходами. Поэтому те, кто, доблестно сражаясь, погиб в бою, получали высшую привилегию отправиться в Вальхаллу к Одину. Бесконечно огромный дворец, в котором каждое утро бьются эйнхерии, войны Всеотца, и каждый вечер пируют, оказывается тем ещё ледяным храмом. Это странно, однако про дворец известно не так уж много, посему не будем слишком категоричны.

Дворец асов, расположенный в верхней части мировой карты скандинавов, становится географически определенным: его локализуют на острове Ян-Майен. Тут не придраться: небольшой северный остров, между Гренландией и Скандинавским полуостровом, покрыт ледниками, людей здесь мало, даже полуспящий вулкан есть - самое место для Вальхаллы.

В чертогах Вальхаллы юный археолог находит не длинный стол с миллионами стульев, но молот Тора. Охраняют его эйнхерии, выглядящие как зомби с рогатыми шлемами, и зомби-йети, отдаленно напоминающие тех самых инеистых великанов. Что там могли забить последние, не ясно, но вдруг они были слишком дружны с Тором, что решили забить на охрану перчаток и усилить её у молота?

Хельхейм

Несмотря на то что героиня попадает в этот мир в конце своего путешествия, мы пропустим его вне очереди. Итак, Лара промахнулась, попав в страну ледяных великанов, но в результате она все же приходит куда следует.

Хельхейм - земля Хель, земля мертвых. Сюда отправляются те, кому удача не дала пасть на поле боя, то есть больные, старые, слишком юные, слишком уставшие от жизни. Правит на этой земле дочь вечного хитреца Локи Хель. Это такая же темная и холодная страна, как и Нифльхейм, но они не являются одним и тем же. Страна Хель закрыта и враждебна в принципе: она охраняется чудовищным псом Гармом и контролером-великаншей Модгуд; ни одно существо, ни один бог не может выйти из Хельхейма.

Интересно, что разработчики помещают в локацию земли мертвых механизированного Ёрмунганда, Мирового Змея. Согласно Эдде, Змей обвивает собой Мидгард, срединную землю, землю людей, но он никак не может находиться под землей. Наверное, здесь была важна мысль конца света. В Рагнарёк произошло множество значимых событий, например, Хель отправлялась на битву с асами на корабле Нагльфар, Тор победил Ёрмунганда, но умер от его яда. Так точка конца могла бы стать точкой начала, если бы Лара не помешала планам Натлы.

Шибальба

Именно такое название носит преисподняя у майя. Выглядит это место не дружелюбно: дорога извилиста и опасна, перед входом - перекресток с путающимися дорогами, боги Шибальбы всячески подшучивали над гостями и заставляли проходить испытания.

"Дома испытаний" - своеобразный пыточный лагерь. Человек подвергался заморозке в Доме Холода, поджарке в Доме Пламени, на него велась охота в Дом Ягуара, ему предлагали почувствовать себя шашлыком в Доме Обсидиановых Ножей, его запугивали в Доме Летучих Мышей и изводили страхом в Доме Мрака. Жестокие испытания помогали отделять душу от тела.

Думаю, все, кто проходил этот уровень, не раз хотели бросить его, потому что раздражало ездить из одного конца в другой, а если наткнешься на что-нибудь, так вообще хотелось удалить игру. Вот она, дорога, ведущая к Шибальбе, и испытания появляются уже в самом её начале. А потом предстоит почувствовать себя на месте испытуемых и пройти "Дома испытаний".

Авалон

Кельты считали, что существует такой чудесный остров, где живут волшебники и герои ушедших лет, где растут яблоки бессмертия, где нет горестей и страдания. Этим островом и был Авалон. Именно сюда был отправлен Король Артур после сражения при Камлане в оздоровительных целях.

По сути Авалон немного напоминает скандинавский дворец Вальхалла: в назначенное время некогда павшие на поле боя вернутся, чтобы вступить в новое сражение. Артур Пендрагон не умер, он всего лишь латает свои раны. Амелия Крофт должна была как раз выступить в роли Артура - уйти и вернуться - но что-то пошло не так. Видимо, скандинавские воды эйтра (вода жизни и смерти) так отрицательно сказались на её коже.

Амелия Крофт и результат её баловства с живой водой
Амелия Крофт и результат её баловства с живой водой

Патала

Этот подземный мир в космологии индуизма разделен на семь частей, низшая из которых называется Патала. В её центре находится столица Бхогавати, где живут змее-люди, наги, и их короли Васуки и Шеша. С первыми, вернее, с их потомками, сталкивается Лара, спускаясь вниз.

Примечательна огромная статуя Шивы и Кали. Шива - создатель и разрушитель мира, победитель демонов, податель благ; Кали - жена Шивы, яростная богиня, уничтожительница демонов, защитница богов. С помощью зеркального механизма божества становятся связанными, и Кали открывает проход в ещё один подземный мир. Возможно, таким образом она открывает путь к бессмертию, охраняя его от посторонних глаз. Вот только находит Лара там не бессмертие, а ключ к местонахождению второй перчатки Тора.

Игра интересна мифологической многоплановостью: соединение мифов разных народов в один, под одним загробным миром есть другой и так далее. Всё в мире взаимосвязано, многим людям свойственно бояться чего-то одного или чем-то одним восхищаться, поэтому нет ничего удивительного, что в различных точках мира возникали похожие мифологические сюжеты, сказания о фантастических предметах, легенды о подземных мирах.

-7

Надеюсь, наше путешествие по загробным мирам, представленным в игре Tomb Raider: Underworld, было занимательным.

Но это не последнее наше путешествие, поэтому подпишись на канал, чтобы ничего не пропустить! ;-)