ВВЕДЕНИЕ.
Ранним утром 2 февраля 1959 года на склоне горы Холатчахль в окрестностях горы Отортен на Северном Урале произошли драматические события, приведшие к гибели группы туристов из Свердловска под руководством студента Уральского
Политехнического Института 23 –х летнего Игоря Дятлова.
Многие обстоятельства этой трагедии до сих пор не получили удовлетворительного объяснения, породив множество слухов, домыслов, постепенно переросших в легенды и мифы, по мотивам которых написано несколько книг и снят ряд художественных фильмов. Как мы думаем, нам удалось восстановить истинное развитие этих событий, что ставит точку в этой затянувшейся истории. Наша версия базируется на строго документальных источниках, а именно на материалах Уголовного Дела истории гибели и поисков Дятловцев, а также на некотором житейском и туристическом опыте. Вот эту версию мы и предлагаем вниманию всех заинтересованных лиц и организации, настаивая на ее достоверности, но не претендуя на новое совпадения в деталях.
Состав участников планируемого похода менялся в процессе его подготовки, доходя до 13 человек, но костяк группы, состоящий из студентов и выпускников УПИ, имеющих опыт туристических походов, в том числе и совместных, оставался неизменным. В него входили - Игорь Дятлов – 23-х летний руководитель похода, 20-ти летняя Людмила Дубинина - завхоз, Юрий Дорошенко – 21 года, 22-х летний Александр Колеватов, Зинаида Колмогорова – 22-х лет, 23-х летний Георгий Кривонищенко, 22-х летний Рустем Слободин, Николай Тибо – 23-х лет, 22-х летний Юрий Юдин. За два дня до похода к группе присоединился 37-ми летний Семен Золотарев, участник Великой Отечественной Войны, фронтовик, окончивший институт физкультуры, профессиональный инструктор по туризму.
В начале поход шел по плану, за исключением одного обстоятельства: 28 января с маршрута по болезни сошел Юрий Юдин. Дальнейший путь группа совершила вдевятером. До 31 января поход, согласно общему дневнику похода, дневникам отдельных участников, фото, приведенным в Деле, шел нормально: трудности были преодолимы, а новые места дарили молодым людям новые впечатления. 31 января группа Дятлова сделала попытку преодолеть перевал, разделяющий долины рек Ауспии и Лозьвы, однако, встретившись с сильным ветром при низкой температуре (около – 18) была вынуждена отступить на ночевку в залесенную часть долины реки Ауспии. Утром первого февраля группа встала поздно, оставила часть продуктов и вещей в специально оборудованном лабазе (на это ушло много времени), пообедала и приблизительно в 15 часов 1 февраля вышла на маршрут. В материалах о прекращении Уголовного Дела, выражая, по-видимому, коллективное мнение следствия и опрошенных специалистов, говорится, что столь поздний выход на маршрут был первой ошибкой Игоря Дятлова. В начале группа скорее всего шла по своему старому следу, а затем продолжила движение в направлении горы Отортен и около 17 часов стала на холодную ночевку, на склоне горы Холатчахль.
Для облегчения восприятия информации приводим замечательно составленную схему места событий, приведенную Вадимом Чернобровом (Илл. 1).
ВОЗМОЖНО, БЫЛА РЕАЛЬНАЯ БОЕВАЯ ГРАНАТА.
Видимо, именно ее имел ввиду, следователь Иванов, говоря о некой «железке», которую он недораследовал. Граната могла реально пригодиться в походе, в частности, для глушения рыбы подо льдом, как это делалось во время войны, так как часть маршрута проходила по рекам. И, вполне возможно, фронтовик Золотарев, решил захватить столь «нужный» предмет в поход.
Золотарев не рассчитал действие своего «оружия». Студенты приняли угрозу всерьез и в панике, сделав два выреза в брезенте, покинули палатку. Это произошло около 7 часов утра, так как было еще темно, о чем свидетельствует фонарик в зажжённом состоянии, оброненный студентами и найденный впоследствии поисковиками в 100 метрах от палатки вниз по склону.
Золотарев обошел палатку и, продолжая имитировать угрозу, решил спьяну поучить «молодых». Он построил людей в шеренгу (что засвидетельствовано всеми людьми, наблюдавшими следы) и скомандовал «Вниз», задав направление. С собой он дал одно одеяло, мол, согрейтесь одним одеялом, как в той армянской загадке из «Вечернего Отортена». Вот так закончилась холодная ночевка Дятловцев.
ТРАГЕДИЯ В УРАЛЬСКИХ ГОРАХ.
Люди пошли вниз, а Золотарев забрался в палатку и очевидно продолжал пить, отмечая свой день рождения. О том, что кто-то остался в палатке свидетельствует тонкий наблюдатель студент, Соргин чьи показания приведены в Деле.
Золотарев, расположился на двух одеялах. Все одеяла в палатке были скомканы, за исключением двух, на которых нашли шкурки от корейки, которой закусывал Золотарев. Уже светало, поднялся ветер, который проходил насквозь через прорыв в одном месте палатки и вырезы в другом. Прорыв Золотарев закрыл меховой курткой Дятлова, а с вырезами пришлось побороться другим способом, так как первоначальная попытка заткнуть вырезы вещами, по примеру прорехи не удалось (так, по свидетельству Астенаки, из вырезов палатки торчали несколько одеял и ватник). Тогда Золотарев решил опустить дальний край палатки, разрезав стойку – лыжную палку.
Тяжестью выпавшего снега (о том, что ночью был снег свидетельствует то, что фонарик Дятлова лежал на палатке на слое снега толщиной около 10 см) палка была жестко зафиксирована и сразу выдернуть ее не удалось. Палку пришлось разрезать тем длинным ножом, которым резали сало. Подрезанную палку удалось выдернуть, ее части нашли разрезанными сверху рюкзаков. Дальний край палатки осел и закрыл вырезы, а Золотарев расположился у передней стойки палатки и, очевидно, на некоторое время заснул, допив спирт из фляжки.
Группа между тем продолжала движение вниз, в направлении, указанном Золотаревым. Засвидетельствовано, что следы делились на две группы – левее 6-х человек, а правее - двоих. Потом следы сошлись. Эти группы, очевидно, соответствовали двум вырезам, через которые вылезли люди. Двое справа это Тибо с Дубининой, которые располагались ближе к выходу. Слева все остальные.
Один человек шел в ботинках (Юрий Дорошенко, как мы считаем). Напомним, что это документально, в Деле, зафиксировано прокуром Темпаловым. Там же сказано, что следов было восемь, что документально подтверждает нашу версию о том, что один человек остался в палатке.
Светало, идти было трудно из-за выпавшего снега и, конечно, отчаянно холодно, т.к. температура была около -20 С с ветром. Приблизительно к 9 часам утра группа из 8 ми туристов, уже полуобмороженные, оказалась рядом с высоким кедром. Кедр в качестве точки, около которой решили развести костер был выбран не случайно. Помимо сухих нижних веток для костра, которые удалось с помощью надрезов «добыть» на нем был с большим трудом оборудован «наблюдательный пункт», чтобы следить за палаткой. Для этого финкой Кривонищенко были вырезаны несколько больших ветвей затрудняющих обзор. Внизу под кедром с большим трудом развели небольшой костер, который по совпадающим оценкам разных наблюдателей, горел 1,5-2 часа. Если у кедра оказались в 9 утра, час потребовалось, чтобы развести костер и плюс два часа – получается, что костер погас где-то в 12 часов дня.
По-прежнему воспринимая всерьез угрозу Золотарева, группа решила пока в палатку не возвращаться, а попробовать «продержаться», соорудив какое-то убежище, хотя бы от ветра, например, в виде пещеры. Это оказалось возможным сделать в овраге, у ручья, который тек в сторону реки Лозьвы. Для этого убежища были вырезаны 10-12 жердей. Для чего конкретно должны были служить жерди не ясно, может быть из них планировали соорудить «пол», накидав лапник сверху.
Золотарев тем временем «отдыхал» в палатке, забывшись тревожным пьяным сном. Проснувшись и немного протрезвев, около 10-11 часов он увидел, что положение серьезное, студенты не вернулись, а значит где-то «бедуют» и понял, что «перегнул палку». Он пошел по следам вниз, осознавая свою вину и уже без оружия (ледоруб остался у палатки, нож в палатке). Правда, остается неясным, где находилась граната, если реально она все-таки была. Около 12 часов он подошел к кедру. Шел он одетым и в валенках. След одного человека в валенках зафиксирован наблюдателем Аксельродом в 10-15 метрах от палатки. Он шел вниз, к Лозьве.
Возникает вопрос: «Почему отсутствует или не замечен девятый след?». Тут дело, скорее всего, в следующем. Студенты спускались в 7 часов утра, а Золотарев около 11. К этому времени на рассвете поднялся сильный ветер, поземка, который отчасти сдул выпавший ночью снег, а отчасти уплотнил его, прижал к земле. Получился более тонкий, и главное, более плотный слой снега. Кроме того, валенки больше по площади чем ботинки, а тем более ноги без обуви. Давление от валенок на снег, в расчете на единицу площади оказывается в несколько раз меньше, поэтому следы спускающегося Золотарева были малозаметны и не зафиксированы наблюдателями.
Люди у кедра, между тем встретили его в критическом положении. Полуобмороженные, безуспешно пытавшиеся по очереди согреться у костра, поднося близко к огню замерзающие руки, ноги и лица. Видимо от этого сочетания обморожения и легкой степени ожога наблюдалась необычная окраска кожи красных тонов открытых частей тела у пятерых туристов найденных в первую фазу поисков.
Всю вину за случившееся люди возложили на Золотарева, поэтому его появление не принесло облегчения, а послужило к дальнейшему нагнетанию ситуации. Тем более психика у голодных и замерзающих людей работала, конечно, неадекватно. Возможные извинения Золотарева, или наоборот, его командные распоряжения, очевидно, не были приняты. Начался самосуд. Мы думаем, что сначала Тибо потребовал в качестве первоначальной меры «возмездия» снять валенки и затем потребовал отдать часы «Победа», которые напоминали Золотарева об его участии в войне, что, очевидно, являлось предметом его гордости. Это показалось Золотареву крайне обидным. В ответ он ударил Тибо фотоаппаратом, который, возможно, тот потребовал отдать. И снова «не рассчитал», очевидно алкоголь еще находился в крови. Воспользовался фотоаппаратом как пращой* он пробил Тибо голову, фактически убил его.
* Об этом свидетельствует то, что ремень фотоаппарата был намотан на руку Золотарева.
В заключении доктора Возрожденного сказано, что череп Тибо деформирован на прямоугольном участке размером 7х9 см что приблизительно соответствует размеру фотоаппарата, а рваное отверстие в центре прямоугольника 3х3,5х2 см. Это приблизительно соответствует размеру выступающего объектива. Фотоаппарат, был, по словам многочисленных свидетелей найден на трупе Золотарева. Сохранилось фото.
После этого, конечно, все присутствующие набросились на Золотарева. Кто-то держал за руки, а Дорошенко, единственный в ботинках, бил в грудь ногами по ребрам. Золотарев отчаянно защищался, ударил Слободина, так, что череп у того дал трещину, а когда Золотарев был обездвижен коллективными усилиями, стал драться зубами, откусив Кривонищенко кончик носа. Так, видимо, учили во фронтовой разведке, где, по некоторым сведениям, служил Золотарев.
В ходе этой драки Людмила Дубинина по какой-то причине была причислена к «сторонникам» Золотарева. Возможно она в начале драки резко возражала против самосуда, и, когда Золотарев фактически убил Тибо, попала в «опалу». Но, скорее всего, ярость присутствующих обратилась на Дубинину вот по какой причине. Все понимали, что началом трагедии ее спусковой точкой, послужил прием Золотаревым алкоголя. В деле приведено свидетельство Юрия Юдина о том, что, по его мнению, одним из главных недостатков в организации похода Дятлова было отсутствие спирта, который, именно ему, Юдину, не удалось достать в Свердловске, но, как мы уже знаем, спирт в группе все-таки был. Значит спирт был куплен по дороге в Вижае, в Инделе или, скорее всего, в последний момент перед выходом на маршрут у лесорубов в 41-м лесоучастке. Так как Юдин не знал о наличии спирта, то, очевидно, это держалось в секрете. Дятлов решил использовать спирт при каких-то чрезвычайных обстоятельствах – типа штурма горы Отортен, когда силы на исходе, либо, чтобы отметить успешное окончание похода. Но о наличии в группе спирта не могла не знать завхоз и бухгалтер Дубинина, так как именно она выделяла общественные деньги Дятлову на покупку спирта в дороге. Люди или лично Дятлов решили, что это она об этом проболталась Золотареву, который спал неподалеку и с которым она охотно общалась (сохранились фото). В общем реально Дубинина получила такие же, даже еще более тяжелые травмы, чем Золотарев (10 ребер сломано у Дубининой, 5 у Золотарева). Вдобавок ей был вырван ее «болтливый» язык.
Посчитав, что «противники» мертвы кто-то из Дятловцев, боясь ответственности, выдавил у них глаза, т.к. существовало и существует поверье, что в зрачке у погибшего насильственной смертью остается изображение убийцы. В пользу этой версии говорит то, что у Тибо, которого смертельно ранил Золотарев, глаза остались нетронутыми.
Не будем забывать, что люди действовали на грани жизни и смерти, в состоянии крайнего возбуждения аффекта, когда звериные инстинкты полностью отключают приобретённые человеческие качества. Юрий Дорошенко был обнаружен с замерзшей пеной у рта, что подтверждает нашу версию о его крайней степени возбуждения, дошедшей до бешенства.
Очень похоже на то что Людмила Дубинина пострадала без вины. Дело в том, что почти со 100 процентной вероятностью Семен Золотарев был алкоголиком, как и многие из непосредственных участников боевых действий в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Роковую роль тут играли «наркомовские» 100 граммов водки, которые выдавались на фронте ежедневно во время боевых действий. Любой нарколог скажет, что если это продолжается более полугода, то неизбежно возникает зависимость разной степени тяжести в зависимости от физиологии конкретного человека. Единственным способом избежать болезни - было отказаться от «наркомовских», что конечно, редкому русскому человеку по силам. Так вот вряд ли Семен Золотарев был таким исключением. Косвенным подтверждением этого является эпизод в поезде на пути следования из Свердловска, описанный в дневнике одного из участников похода, который приведен в Деле. К туристам обратился «молодой алкоголик» потребовав вернуть бутылку водки, похищенную, по его мнению, кем – то из них. Инцидент замяли, но скорее всего Дятлов «вычислил» Золотарева и при покупке спирта строго настрого запретил Людмиле Дубининой говорить об этом Золотареву. Так как Золотарев все-таки завладел спиртом Дятлов, а затем и все остальные решили, что в этом виновата завхоз Дубинина, которая проговорилась, проболталась. Скорее всего это было не так. Студенты по-молодости не знали о том, что у алкоголиков развивается сверхъестественная «шестое» чувство на спиртное и они с успехом и безошибочно находят его в любых условиях. Просто по интуиции. Так что Дубинина тут, скорее всего, была не причем.