Средний танк, призванный заменить Т-55 в Советской Армии, тоже создавался в весьма драматической обстановке. К моменту начала испытаний, был практически готов опытный танк, известный как «Объект 165». К его созданию привели два направления работ советского танкостроения 1950-х годов - по разработке нового вооружения для средних танков и инициативные разработки КБ Уралвагонзавода по созданию перспективного среднего танка для замены Т-54/55. В 1958 году в КБ Уралвагонзавода были прекращены работы по перспективному танку «Объект 140» по инициативе главного конструктора завода Леонида Николаевича Карцева, который счёл новый танк слишком нетехнологичным и сложным в эксплуатации. В предвидении такого исхода, параллельно с этим велась и разработка танка «Объект 165», представлявшего собой гибрид из корпуса и башни «Объекта 140», боевого отделения «Объекта 150» и моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части Т-55. Заводские испытания танка были завершены в 1958 году и по их итогам 31 декабря того же года Министерством обороны было утверждено создание в 1959 году второго варианта «Объекта 165», ещё более приближенного по конструкции к серийному Т-55. Вооружением «Объекта 165», как и других разрабатывавшихся в 1950-х годах перспективных средних танков, должна была стать новая нарезная 100-мм пушка Д-54, получившая заводской индекс У-8ТС и разработанная в 1952-1953 годах. По сравнению с Д-10, Д-54 имела увеличенную с 895 до 1015 м/с начальную скорость калиберного бронебойного снаряда и приблизительно на 25 % большую бронепробиваемость, но и это считалось недостаточным для эффективной борьбы с западными танками. Благодаря «данным разведки», к 1959-му для Д-54, а также, для состоящей на вооружении Д-10Т, были созданы эффективные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном и сердечником из вольфрамового сплава, имеющие начальную скорость уже 1600 м/с, а также кумулятивные невращающиеся снаряды и снаряды со сминаемой головной частью. Их эффективность была существенно выше, и позволяла уничтожать современные и считающиеся перспективными на тот момент танки попаданием в любую проекцию на всех реальных дистанциях боя. Однако, претензии военных на этом не исчерпывались. Серьёзные возражения с их стороны вызывало наличие на Д-54 дульного тормоза, при стрельбе вызывавшего образование снежного, песчаного или пылевого облака, демаскировавшего танк, мешавшего наблюдать за результатами стрельбы. Кроме этого, возникали опасения о влиянии дульной волны на пехоту сопровождения и особенно танковый десант. Впрочем, относительно последнего, как выяснилось, военные слегка переборщили – дульная волна была сильной, но на десантников воздействовала не намного сильнее выстрела из старой пушки Д-10Т. Весомым аргументом в пользу «объекта 165» была весьма высокая степень унификации со стоящим на вооружении средним танком Т-55. Новый танк имел вполне удовлетворительную защищенность, применительно к наиболее массовым 90-мм орудиям, и ожидалось, что он будет легко освоен в войсках. Конечно, наличие выстрелов одного калибра – 100 мм, но разного типа, невзаимозаменяемых и разных по размеру, не лучшим образом скажется на снабжении. С другой стороны, принятие нового орудия и новых выстрелов к нему неизбежно, с учетом всего военного и послевоенного опыта. К тому же, на тот момент еще рассматривались перспективы оснащения серийных Т-55 новой пушкой, однако они были туманные, просто потому, что выстрелами большой длины было сложно манипулировать в тесном погоне башни Т-55. Однако к тому моменту существовала куда более интересная машина, имеющая большой потенциал для модернизации. Опытный танк «Объект 167» был разработан в 1961 г. в инициативном порядке конструкторским бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле, под руководством все того же главного конструктора Л.Н.Карцева. Первоначально была идея улучшить танк «Объект 165» за счет установки более мощного двигателя с наддувом и новой ходовой части. «Привязкой» двигателя занималось моторное бюро под руководством Леонида Абрамовича Вайсбурда, а над новой шестикатковой подвеской работал Сергей Павлович Петраков. Работа по новой машине полностью финансировалась заводом № 183 в соответствии с распоряжением его директора Ивана Васильевича Окунева. Иными словами, велась на свой страх и риск. Новыми техническими решениями по сравнению с танком «Объект 165» согласно проекту были: установка более мощного вооружения – планировалась установка 125-мм гладкоствольной пушки Д-81, полуавтоматическое заряжание пушки, применение противорадиационных материалов бескассетного воздухоочистителя, использование дизеля В-26, системы гидросервоуправления агрегатами трансмиссии, а также использование в ходовой части поддерживающих и опорных катков меньшего диаметра. Танк был оснащен вспомогательной силовой установкой, в виду одноцилиндрового дизельного двигателя, с горизонтальным расположением цилиндра, мощностью 7 киловатт. Всего в 1961 г. выпустили два опытных танка «Объект 167». Из-за отсутствия на тот момент 125-мм пушки Д-81, в танках установили 100-мм нарезные танковые пушки У-8ТС, тоже стабилизированные в двух плоскостях, с полуавтоматическим заряжанием и начальной скоростью бронебойного подкалиберного снаряда с отделяемым поддоном 1550 – 1600 м/с. Поскольку изначально предполагалось использовать 125-мм пушку большей массы и импульса отдачи, то для сохранения боевой массы танка в пределах 41 т. несколько ослабили броневую защиту. Сократился и запас хода танка – с 500 до 445 км, при работе двигателя на топливе из забронированных внутренних баков. Так как работы по гладкоствольной пушке Д-81 все ещё велись, и с достаточно переменным успехом, решено было бронирование вновь усилить, а запас хода, вернуть к исходной полутысяче километров. Немалая экономия топлива достигалась и за счет использования ВСУ на стоянках, или на позиции, причем функционирование всех систем танков оставалось неизменным. К тому же, расчеты показывали, что ходовая и МТО имеют достаточный запас прочности и мощности, чтобы поднять вес танка до 42-43 тонн без существенных потерь в динамике. Новые, принятые после 1957-го года, весовые требования, позволяли провести такое усиление. Первое было осуществлено следующим образом: на НЛД был установлен разнесенный с основной деталью броневой экран толщиной 25 мм, с 15 мм воздушной прослойкой между ними. Для ВЛД корпуса применена комбинированная броня: сталь – стеклопластик – сталь толщиной 205 мм. Конструктивный угол наклона ВЛД (от вертикали) составлял 68 градусов. Верхний лобовой лист толщиной 80 мм выполнен из стальной брони средней твердости, средний лист суммарной толщиной 105 мм из листов стеклотекстолита, на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм подпорный лист — также из стальной брони средней твердости. Эквивалентная по стойкости горизонтальная толщина ВЛД по бронебойному подкалиберному снаряду составляла 339 мм, по кумулятивному снаряду - 375 мм. Башня машины была выполнена из литой брони средней твердости, лобовая часть и борта в секторе 35® содержали комбинированные вставки в виде полости, заполненной алюминиевым сплавом. Суммарная толщина брони по горизонтали составляла от 570 мм в лобовой части до 600 мм в нижней части башни. Эквивалентная по стойкости толщина брони башни по БПС составляла 400 мм, по КС – 450 мм. Тем самым, обеспечивалась защита лобовой проекции танка при обстреле зарубежными 105-мм кумулятивными, а также бронебойным подкалиберными снарядами с сердечником из карбида вольфрама, при обстреле с дальности свыше 500 м. Кроме того, борта, кормовой лист, а также башня получили дополнительную защиту иным путем: на них решено было, в опытном порядке, устанавливать съемные модульные комбинированные элементы защиты, разработанные, с учетом «данных разведки», во ВНИИ-100. В соответствии с приказами ГКОТ 1957 г. и 1958 г. во ВНИИ-100 и его московском филиале развернулись НИОКР по двум темам. Первая была связана с созданием комбинированной брони с применением неметаллических материалов, обладавших высокой струегасящей способностью и способностью поглощать энергию подкалиберного сердечника при малой удельной массе. Вторая тема возобновляла работы по созданию экранированных броневых конструкций – противокумулятивных экранов. Работы от ВНИИ-100 возглавил К.И. Буганов. Первые варианты комбинированной брони были созданы с использованием броневых алюминиевых и титановых сплавов. Разработки комбинированных элементов бронезащиты как конструктивных частей корпусов танков на тот момент встретились с одним существенным затруднением, даже выдерживая попадания высокоскоростных снарядов и обеспечивая защиту танка, они не выдерживали этого воздействия, и, как правило, разрушались с потерей свойств. При этом, даже пробитые навылет детали броневого корпуса танков можно было восстановить, наваривая «заплату», комбинированный же элемент требовал полной замены, что, чаще всего, было неприемлемо. Логичным решением стало создание накладных разнесенных комбинированных элементов, которые можно было бы закрепить на унифицированных креплениях поверх основной брони, с тем, чтобы их можно было легко и быстро сменить после поражения (АИ). Возможно, инженерам помогла информация о модульной броне французского танка «Леклерк», поступившая им в обезличенном виде из ведомства Серова вместе с прочими наработками, однако, полной уверенности в этом нет, после серии испытаний, идея напрашивалась сама собой. Именно на «Объект 167» и были установлены первые сменные броневые модули СБМ экспериментальных партий, на ВЛД, борта корпуса, кормовой лист, а также на лобовую часть, борта, корму и крышу башни. Броневые элементы представляли собой блоки многослойной брони из броневого алюминиевого сплава, высокопрочного ультрафарфора, и стеклопластика АГ-4С. Испытания показали правильность выбранного пути. Несмотря на то, что комбинированные модули выдерживали, максимум, 1-2 попадания, они обеспечивали практически полную защиту танка от кумулятивных невращающихся снарядов калибра 85 и 100 мм. Защита от бронебойных подкалиберных снарядов с отделяемым поддоном возросла на 60-70% . Разрушенные попаданиями снарядов или взрывами фугасов элементы заменялись на новые в течении нескольких минут, без использования специального инструмента. Эта операция могла осуществляться в полевых условиях, в том числе, и силами экипажа. Другим направлением совершенствования конструкции танка, стало, по инициативе Карцева, творчески переосмыслившего материалы «данных разведки» и неплохо понимавшего новые запросы военных, увеличение защищенности экипажа (АИ). Так, боекомплект из 40 выстрелов решено было разместить радикально иным образом, нежели было привычно на танках Т-55, и первоначально планировалось на самом 167-м. Так, башня второго экземпляра еще на стадии изготовления была переработана. В её задней части, так же, как в Объекте 770 ГСКБ-2, была размещена механизированная боеукладка на 18 выстрелов, отделенная от боевого отделения броневой перемычкой. На башне было предусмотрено размещение 81-мм дымовых гранатометов ТШУ-1 перспективной системы «Туча», для постановки дымовых завес. Остальные 22 выстрела располагались ниже пола боевого отделения, в горизонтальном положении, и в нормальных условиях были с боков закрыты от поражения ходовой, катками, гусеницами и броней борта, а от экипажа – раздвижными броневыми заслонками. Отрабатывалась и «мокрая» укладка боеприпасов, однако с ней возникло много новых проблем, и от идеи временно отказались, ограничившись подведением системы пожаротушения в каждую ячейку для хранения выстрелов. После упразднения «баков-стеллажей» баки стали просто баками. Это, в частности, позволило увеличить их емкость на 40 литров. Они также были помещены в бронированные отгородки и снабжены системами пожаротушения. Кроме того, боевое отделение получило толстый, усиленный противоосколочный подбой из высокопрочной армированной ткани белого цвета, что, помимо прочего, добавило танку удобства.
Результатом стали многочисленные улучшения. Так, на советском танке впервые появились удобные кресла, с регулировками положения спинки, подголовником и подлокотниками. Их разработали, по запросу Карцева, инженеры-авиастроители, специализирующиеся на креслах для пилотов, разумеется, с учетом специфики применения в танке. Поскольку в танковые войска уже начали поступать комбинезоны и обувь из негорючего материала, противоосколочные шлемы и бронежилеты, кресла проектировались с учетом удобства использования этого снаряжения. Обивка кресел, также, была исполнена из негорючих материалов. Помимо штатных фильтровентиляционных устройств, в танке предусмотрели установку кондиционера воздуха, как штатного элемента оснащения. Путем многократных испытания, было тщательно продуманно размещение приборов и узлов управления, так, чтобы они как можно меньше мешали танкистам двигаться внутри объема боевого отделения. Дополнительно, доработан был доступ ко всем узлам и агрегатам при техобслуживании. Все эти изыскания оказались весьма нелишни, - в ходе «полировки» эргономики машины было внесено более 80-ти изменений в первоначальную конструкцию, - от узлов крепления орудия до замков верхних люков. В дальнейшем, эти принципы применялись для отработки эргономики всех образцов советской бронетехники. В результате получился танк, совершенно не похожий на любой созданный в СССР до того. Отчасти, на это повлияли «документы 2012», о которых, правда, никто в КБ завода №183 не знал, но в куда более значительной мере – энтузиазм разработчиков и творческая атмосфера в коллективе Карцева. Однако, все работы грозили пойти насмарку, военные уже облюбовали доведенный и понятный им «Объект 165». С 4 ноября 1959 по 14 апреля 1960 года опытные образцы прошли заводские испытания, включавшие в себя ходовые испытания объёмом 4000 км и стрельбу из новой пушки. По результатам обстрела корпуса, конструкция танка была доработана. В декабре 1960 года «Объект 165» успешно завершил полигонно-войсковые испытания.
Сравнительные испытания танков «Объект 165» и «Объект 167» прошли в два этапа, весной и летом 1961-го года. По результатам 167-й обошел своего скромного собрата по всем статьям. Обстрел корпуса 167-го с накладными элементами показал почти полную неуязвимость танка от огня 105 мм пушки L7 при обстреле в лобовую проекцию, и существенно меньшую вероятность поражения подкалиберными снарядами в борт корпуса и башни. Кумулятивные снаряды и HESH не брали 167-й вообще никуда. Финальный обстрел комплектного танка из 130 мм пушки, с пробитиями брони, выявил на 80% меньшую вероятность пожара, и на 85-90% меньшую вероятность подрыва боеприпасов, нежели у 165-го. Теоретически, это обеспечивало почти полную вероятность выживания членов экипажа, не затронутых непосредственно снарядом или осколками брони. После обстрела танк был успешно заведен и покинул полигон своим ходом, что произвело на испытателей немалое впечатление. Устранение мелких недочетов заняло еще несколько месяцев. В их числе была доработка двигателя, по образцу того, что провели на тяжелом танке, размещение на командирской башенке дистанционно-управляемой зенитной установки с пулеметом КПВТ, унифицированной с установкой тяжелого танка, приспособление прибора управления огнем ТПНК-1-2 (АИ) – ранее там стоял дневной прицел наводчика ТШ2Б-41 и ночной ТПН-1-41-11. По результатам доработок были проведены испытания, которые танк прошел успешно. Приказом Министра обороны СССР №7 9 января 1962 года «Объект 167» был принят на вооружение Советской армии под обозначением Т-62А. Перевооружение на новый танк началось с западных округов, куда танки начали поступать уже в 1962-м году. Несмотря на непривычную конструкцию, особых проблем с его освоением личным составом не возникало, все комплексы были достаточно продуманы и отработаны. По мере высвобождения танков Т-55, они шли на экспорт в больших количествах, эта простая, надежная и неприхотливая машина оказалась очень востребована. Часть из них подвергалась модернизации, в частности, установкой орудия У-8ТС с размещением части БК во вновь привариваемой кормовой нише, установкой СБМ и экранов, новых прицельных комплексов, комплекса пассивной защиты «Штора» и т.д.. Однако, и в оригинальном виде Т-55 многих устраивал, бороться с бронетехникой противника в странах «Третьего Мира» приходилось нечасто, причем, чаще всего, это была техника сильно устаревшая. А со всеми другими задачами старая добрая Д-10Т справлялась хорошо, особенно в сочетании с новыми прицелами и снарядами. Т-62А тоже не были обойдены вниманием заказчиков. В 60-е и 70-е годы Т-62 в различных модификациях приняли на вооружение более двух десятков стран, способных оплачивать современные машины. По лицензии их производили в ГДР, Чехословакии, Польше, Китае, Индии, собирали из поставляемых комплектов в Венесуэле и Греции. На 70-е годы эти танки стали своеобразным символом военной мощи ВЭС, неизменно присутствуя на всех видеоматериалах, на которых показаны учения, парады и войсковые смотры. Орудие У-8ТС неоднократно подвергалось модернизации, - так, в середине 60-х оно лишилось дульного тормоза, путем доработки откатных приспособлений, «взамен» получив эжектор и термокожух с ОКГ индикатором прогиба ствола. Появились и новые боеприпасы: ОБПС с сердечником из обедненного урана, кумулятивный тандемный, способный поражать броню за экранами и ДЗ, шрапнельный со стреловидными поражающими элементами, ОФС повышенного могущества, снаряженный смесью тротила и гексогена, и другие. Изменениям подвергался, также, стабилизатор и прицельный комплекс. Так, в середине 60-х последний был доработан комплексом управляемого вооружения (КУВ) для возможности применения выстрела с ТУР «Шестопер», на ходу и с короткой остановки. Дорабатывались и элементы боеукладки, - так, изменение конструкции, направленные на возможность размещения в ней выстрелов с ТУР, поимо основной цели, позволили увеличить БК до 46 снарядов в том же объеме кормовой ниши. Ниша получила «ослабленное» крепление верхней броневой детали, направляющее энергию взрыва (в случае детонации снарядов) вверх и назад, подальше от экипажа. Пушка Д-81 (2А26), напротив, «вставала на ноги» долго и весьма мучительно. Вначале её преследовали технологические проблемы, - изделие было новое и сложное, пушка ломалась на испытаниях, не обеспечивала требуемую точность огня и живучесть. Едва эти проблемы были решены (благодаря «данным разведки» с этим, с горем пополам, справились к концу 60-х), выяснилось, что из-за первоначальной установки на проектирование боеприпасов в габаритах боеприпасов 115 мм пушки «Молот», орудие сильно «недобирает» по возможностям пробивной способности ОБПС. Пушку срочно начали переделывать под новые боеприпасы, и продолжалось это, предсказуемо, долго: вплоть до середины 70-х. В конце 70-х, в связи с появлением иностранных танков нового поколения, и некоторая часть Т-62 прошла плановую модернизацию: на них были установлены доведенные, наконец, до ума 125 мм гладкоствольные орудия 2А46 с комплексом управляемого вооружения, и смонтированы комплекты динамической защиты, способные отражать новейшие кумулятивные и подкалиберные снаряды. Подобная ДЗ разрабатывалась с начала 60-х, но реальная необходимость в ней, благодаря совершенствованию невзрывных накладных броневых элементов, возникла только с массовым введением на вооружение стран Запада новейших ПТУР и 120-мм танковых пушек. Кроме того, был разработан комплект переделки Т-62А в модификацию Т-62СШ, включающую в себя установку 152 мм орудия низкой баллистики 2А39 (с баллистикой гаубицы Д-1), имеющей увеличенные УВН, автомата заряжения под 152 мм выстрелы унитарного заряжания, дополнительные решетчатые экраны и 14,5 мм пулеметную установку с телевизионной системой дистанционного управления, защищенную дополнительной броневой защитой. Эта модификация выпускалась в ограниченном количестве, и предназначалась для поддержки пехоты в условиях городского штурма. Помимо этого, Т-62 стал основой для инженерного танка, БРЭМ, САУ 2С3 «Верба», и других образцов, а также, для множества опытных машин. Впрочем, делалось это без особой спешки, с учетом новейших достижений в области как конструкции ДЗ, так и композитных материалов бронированных корпусов, поскольку системный кризис капитализма в начале 70-х сильно затормозил развитие бронетанковых сил НАТО. Так, провалился амбициозный международный проект МВТ-70, который должен был привести к созданию единого танка для американской и немецкой армий, а кроме того, для поставок в другие страны НАТО. Капиталисты показали весьма малую способность к кооперации, несмотря даже на то, что это был пример, скорее, кооперации на уровне нескольких фирм, а не нескольких стран. В этих условиях и переоснащение Советской Армии на новые ОБТ Т-74, которые являлись развитием концепций и конструкции Т-62, и тяжелые танки Т-12 не было приоритетным направлением, осуществляясь вдумчиво и расчетливо. Поэтому Т-62 еще долго оставался самым массовым советским танком. 125 мм орудие Д-81 с самого начала задумывалась и в качестве пусковой установки для ПТУР с лазерным наведением. Поэтому управляемые выстрелы комплекса «Гюрза» Т-62Б – так называлась модификация с усиленным вооружением, получили сразу же, после перевооружения. Это позволило им, а также пришедшим им на замену ОБТ Т-74 бороться с танками противника с недосягаемой для них дистанции, свыше 4 км. Кроме того, 125 мм пушка имела широкую номенклатуру боеприпасов различного назначения, кумулятивный тандемный, способный пробивать комбинированную броню и ДЗ, подкалиберный с отделяемым поддоном, имеющий сердечник из обедненного урана, шрапнельный с готовыми поражающими элементами, и другие. Танк Т-62А и Т-62Б приняли участие в некоторых войнах и конфликтах, однако, на момент массового внедрения, в отношениях США и СССР наступила своеобразная «разрядка», поэтому применение их было не столь активным, как машин предыдущего поколения.