«Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,
Несите ваши денежки - иначе быть беде.
И в полночь ваши денежки заройте в землю там,
И в полночь ваши денежки заройте в землю, где?
Заройте в землю, где…»
(«Поле чудес в стране дураков» из к/ф «Приключения Буратино», слова Б. Окуджавы, муз. А. Рыбникова)
Сегодня мой давний друг и бывший одноклассник Федор Гонтарь в комментариях к моему посту от 23 января на Фейсбук спросил, какая судьба моей первой книги «Огранка». Написав обстоятельный ответ, я поняла, что сказанное проявляет не столько мою ситуацию, сколько отражает состояние в отрасли. Поразмыслив, я решила поделиться своими «изысканиями в «поле чудес»» с вами.
Итак, я автор декалогии «Гравитация жизни», первая книга которой – «Огранка» стала финалистом международного литературного конкурса «Open Eurasia 2019» в Лондоне. Следующий шаг – издать тираж книги. После победы в столь престижном конкурсе я наивно полагала, что российские издательства если уж и не выстроятся в очередь, то хотя бы напечатают книгу. Так бывает только в фильмах и в сказках, если конечно, автор не Толстой и не Достоевский и не продается исключительно миллионными тиражами.
Получив больше десяти предложений от издательств, я поняла, что за деньги автора каждый из них готов издать все что угодно: хоть анекдоты, хоть космических пиратов вперемешку с эзотерикой. Литературный уровень произведения даже мало-мальски значимой роли в современной издательской отрасли не играет. В восьмидесяти процентах случаев у меня даже рукопись не спросили – сразу присылали расценки.
Современный издательский бизнес устроен таким образом, что зарабатывает не на продаже книг, а на кошельке автора. Хочешь тираж? Пожалуйста! Хочешь рецензии весомых личностей? Пожалуйста! Хочешь интервью на радио или телевиденье? Рекламную или PR- кампанию? Гарантированное место на полках магазинов? Пожалуйста!!! Последний пункт удивил меня настолько, что я даже повторно переспросила. Оказывается, оплачивая издательские услуги, печать тиража, услуги дистрибутора, без которого ни в одну сеть не попасть, маркетинговые расходы и еще порядка десяти пунктов, автор еще оплачивает место на полке в книжном магазине. Знаете сколько стоит это самое местечко в магазине? 80 рубликов! Ах, ты еще хочешь участвовать в литературных конкурсах? Плати восемь тысяч, и мы напишем тебе представление. Мечтаешь об Озон и Амазон? Вот тебе сумма и будешь там представлена на полгода. «А если за полгода ничего не продастся?» - спросила я. «Риски автора» - последовал ответ. Как говориться, любой каприз за ваши деньги!
С ясными честными глазами меня пытались убедить, что уйти в минус пятьсот рублей на каждом экземпляре это нормально, что это особенность бизнеса, и что все авторы, кто не вышел на миллионные тиражи, через это проходят. «Вот, мол, получишь своего Русского Буккера или Нобелевскую премию по литературе – вот тогда и заходи», - дружелюбно отвечали представители коммерческих отделов.
Меня пытались убедить, что потратив годы на написание декалогии, я должна смириться с тем, что на моей книге должны зарабатывать все, кроме меня. Моя же роль на этом празднике жизни – за все платить. На мой резонный вопрос: «А как же автор? На что мне жить?» ответ был не менее удивительный, мол, таковы правила игры на этом рынке и мне решать издаваться или нет.
Я прекрасно понимаю проблемы издательства: авторов расплодилось, как комаров в луже, а читателей больше не становится. Любой мало-мальски пишущий блогер или администратор паблика в соцсетях считает себя писателем. К тому же, электронные площадки открыты для публикации всех и каждого, а краснеть от стыда им не свойственно.
Парадокс заключается в том, что каждый издатель, мечтает о своем «Гарри Поттере», но разговаривает с автором не о его рукописи, а о его кошельке. Бизнес оперирует сиюминутной прибылью и не заинтересован в открытии новых звезд. Издательства в авторов не вкладываются – они из них вынимают. Вот поэтому на полках сетевых книжных магазинов мы видим то, что видим, и стоит это «добро» никак не менее восьмисот рубликов. Увы!
Девять месяцев я потратила на то, чтобы разобраться во всем этом. Провела десятки встреч, разложила на составляющие сотни полученных цифр. Вот к чему я пришла: только при условии взаимовыгодного симбиоза автора и издательства возможно развитие современной русской литературы. Начинать сотрудничество надо не с отправки коммерческого предложения, а с ознакомления с рукописью автора, вне зависимости от того, есть ли у него громкое имя, миллионные тиражи за спиной и увесистый счет в банке.
К чему привела подобная категоричность в суждениях и в поступках в моем случае - узнаете в следующей публикации через несколько дней.
Дорогие друзья! Мой канал – просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
Ссылки на мои книги
1. Печатный формат на Ozon
«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»
«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»
2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес
3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора)