Найти тему
Геннадий Долгов

КУДА КАТЯТСЯ ШКОЛЫ КАЛИНЫ?

Великий оптимизатор

Калина и Собянин без устали льют сладкий сироп: московское образование, чуть не лучшее в мире. Однако для тех, кто не упал с Луны, а землянин по рождению, картина представляется в ином свете. Для адекватного восприятия не нужен избыток черной краски, достаточно снять розовые очки, услужливо предоставленные Исааком Калиной.

1) Всё мнимое благополучие московского образования держится на прежних советских традициях и талантливых директорах и учителях. На мой взгляд, таких педагогов 2-3%. Кроме того, целая армия репетиторов устраняет косяки московских школ.

2) Если подсчитать колоссальные средства, вложенные в московское образование и сравнить с достигнутыми результатами, то нельзя не признать, что гора родила мышь.

3) Эклектичный и примитивный менеджмент Калины, в котором сочетается несочетаемое (западные проекты, тьюторы, рейтинги, советские практики и чиновничья дурь), что приводит к целому ряду негативных последствий.

Современному учителю не позавидуешь. Его позиция находится даже не между молотом и наковальней, а скорее в своеобразном бермудском треугольнике, между школьной администрацией, учениками и родителями, у которых зачастую взаимоисключающие требования к педагогам. Но у московских учителей высокая по российским меркам зарплата; по данным Собянина - 114 тысяч рублей. Так как, свыше 80% учителей женщины, которым непро100 найти нужные вакансии в Москве, то они «держатся за работу». Но у начальства к школьным работникам отношение сугубо инструментальное и если кто-то «закапризничает», то может вылететь из школы легче майского пуха. У директора всегда под рукой учителя из регионов, провинциалам зарплата в Москве кажется баснословной и они готовы работать и мириться с бесправием педагогов. По данным профсоюза «Учитель» уже 25% учителей в Москве иногородние. Поэтому для многих учителей приоритет на работе - выстраивание отношений с администрацией школы, а вовсе не рост профессионального мастерства.

Быть может журналист Сергей Пархоменко несколько гиперболизирует: «Сообщество российских учителей, это одно из самых жалких, одно из самых задавленных, одно из самых покорных, самых сервильных и самых безнравственных профессиональных сообществ в России», но самая суть ухвачена верно.

Зарплата директоров намного выше и может достигать полумиллиона в месяц, за такие деньги многие руководители способны на многое, если не на всё! Директора, проходят так называемую аттестацию, в которой немалую роль играет зам Оптимизатора А. Гаврилов по прозвищу «триста тыщ». Главное требуемое качество - лояльность Департаменту образования и науки города Москвы (ДОНМ). При этом ротация директоров невелика и именно они основной системообразующий элемент ДОНМ. Иногда Калина и Кº проводят показательные порки директоров в дидактических целях: «Его пример другим наука». Директор, отнюдь, не первый среди равных, скорее это маленький царёк, который повелевает и требует от учителей «торчать в школе». Директора все больше ориентируются не на руководство школой, а на простое манипулирование людьми, благо ресурсов у них для этого более чем достаточно. Продвинуть нужных, через подставных лиц написать кляузы на неугодного учителя, создать «хвалилки» в свой адрес руками «благодарных» родителей и разместить их на школьном сайте, организовать заказную статью в прессе, «подкормить» нужное лицо из числа начальства. Большинству директоров вовсе не нужны «учителя от Бога» с их ненужной инициативой, «закидонами» и прочей «блажью». Идеальный учитель для многих директоров - «училка обыкновенная», готовая поучать всех и вся, исполнительная, без претензий, согласная по щелчку исполнять фантазии ДОНМ и школьной администрации и бежать туда, куда направлен указующий перст руководителя.

Поскольку ДОНМ - это фонтанирование дурацкими идеями и имитация инновационной деятельности, то в школе появляется много неоплачиваемой/частично оплачиваемой и попросту тупой работы, которая нужна только для того, чтобы показать, что ДОНМ «креативит», а дедушка Исаак ковыляет в ногу со временем. Абсурдные отчеты, всевозможная самодеятельность, перманентная псевдоактивность загружают учителей по самое «не могу». Поскольку желающих работать бесплатно немного, то остальных нужно «убедить». Старые и добрые друзья кнут и пряник спешат на помощь. Премии, отгулы, грамоты, благодарности с одной стороны. Косые взгляды, порицания, выговоры и увольнения с другой. За долгие годы такой менеджмент не проходит бесследно. Очевидные последствия: формализм, авторитарность, субъективизм, возрастание роли отношений с начальством, подхалимаж, искоренение несогласных, бесправие учителей, педагоги работают не с детьми, а с бумагой.

Мы все дальше уходим от прозрачной советской системы оплаты труда за часы, классное руководство, проверку тетрадей и переходим к новой, где профессиональные качества отступают на задний план, где круг обязанностей размыт и учитель должен выполнять безбрежный перечень разнообразных требований, не предусмотренных ТК, ПВТР и должностными инструкциями, среди которых «создавать массу» на митингах и манипулировать результатами голосования на выборах.

Предложение Министерства о переходе на 70% базовой зарплаты и 30% стимулирующих выплат усилит эти тенденции.

Эффективные манагеры ведут московское образование в направлении противоположном движению современного образования во всем мире. Нарастающая дивергентность реальных и декларируемых целей, формализм, авторитарность, бессмысленная работа, бесправие и прочие горькие плоды калины ядовитой имеют антипрогрессистский характер, плодят серость и являются антиподами творчества, инновационности и креативности.