Найти тему
Средние века

Как викинги относились к старикам

Оглавление

Викинги, смелые, безжалостные воины и отважные мореходы, боялись расстаться с жизнью вне поля битвы, не совершив подвига, достойного саги. Смерть от старости – одно из худших зол, которое могло случиться с ними.

Умереть от старости – позор

Для морского народа страшна была не сама гибель, а возможность умереть неподобающим образом. Викинги верили, что от обстоятельств, при которых Скульд перережет нить жизни, зависит судьба человека после смерти.

Эти детали всегда подробно упоминались в сагах. Смерть могла стать славой героя или покрыть его позором. Так, конунг Хаки, герой одной из древнескандинавских саг, получил смертельное ранение в бою. По его приказу ладью нагрузили убитыми и оружием, парус был поднят, а вождя положили на разведенный костер.

«Пылающая ладья поплыла в море, и долго жила слава о смерти Хаки», - повествует предание. Известны случаи, когда конунги, чувствуя приближение старости или болезни, развязывали войну ради того, чтобы умереть с оружием в руках.

Гибель в бою, в море и от оружия была почетной. А вот такая, как у Фьельнира, утонувшего в чане с медом, или Дага, погибшего от вил раба, или Агни, повешенного будущей женой, считалась позором. Наравне с нелепыми несчастными случаями, унизительной была и смерть от старости.

Она пятнала репутацию героя и его потомков, становилась поводом для насмешек. В «Саге о Греттире» говорится о враге доблестного Асмунда из Скалы, который насмехался над смертью героя. Асмунд умер от старости, недруг же сравнил его с беспомощной собакой, которая задохлась в дыму печи, не имея сил даже встать на ноги.

Почему старость была не в почете

Древние скандинавы верили, что самые преданные воины Одина, погибшие в бою, попадают в Вальгаллу. Так называлось одно из мест успокоения храбрых душ. Крылатые девы-воительницы валькирии уносили их с поля боя в чертоги Одина, чтобы пополнить ряды славной дружины богов. Там они будут пировать и тренироваться, чтобы во время Рагнарека, в последней битве с чудовищами, стать ударной силой Асов (богов-воинов).

Славная жизнь, достойная гибель, героическое посмертие – судьба, к которой стремились норманны. Но тем, чей переход в мир мертвых был следствием старости или болезни, путь в Вальгаллу был закрыт.

«Смертью на соломе» называли такой уход из жизни, так как по обычаю, покойных перекладывали на расстеленную на полу солому. Их души уходили в Нифльхейм – холодное сумрачное царство великанши Хелль, где соседствовали с трусами и предателями в ожидании дележа скудной снеди, которую раздает разлагающаяся богиня.

Вместо пиров и неумирающей славы, их ждало жалкое существование в мире мертвых и вечное забвение в мире живых.

Чтобы не оказаться в Нифльхейме, старые викинги, приближаясь к смерти, просили проткнуть их копьем. Они верили, что таким способом попадут в чертоги Одина. Начало древнего обычая описано в «Саге об Инглингах».

Один, умирая от болезни и старости, велел проткнуть его острием копья, присвоив себе всех погибших от оружия. Так же стали поступать состарившиеся воители, посвящая себя верховному богу. В более поздние времена появился обычай протыкать копьем трупы.

Неприятие смерти от старости поддерживалось не только сакральным мироощущением викингов, но и практической стороной. Жизнь следовало прожить так, чтобы, служа роду, приумножить его славу, а больные, старые и слабоумные не могли этого сделать. Для воина,закаленного в битвах, считалось позорным стать обузой, немощным человеком, зависящим от чужой заботы.

Неужели молодые викинги отказывались заботиться о стариках

Не стоит думать, что для викингов старость всегда считалась достойной осуждения. Как следует из саг, забота взрослых детей о пожилых родителях была распространена повсеместно. Старики же заботились об осиротевших внуках.

Саги хранят память о Торарине, который, взяв в жены дочь Торстейна, остался жить в доме тестя. Тот был уже стар и ему нужна была забота. Воин и скальд Эгил в преклонных летах жил с дочерью, ухаживавшей за ним.

Старый конунг Харальд Золотая Борода дал внуку свое имя и воспитал его в собственном владении. Даже верховный бог Один изображался в виде старика, что ассоциировалось с мудростью.

Осуждения были достойны те, кто цеплялся за жизнь, паразитируя на членах семьи или рода. В «Саге об Инглингах» говорится о конунге Ауне, который, дожив до 60 лет, возжелал продлить свое время и заключил сделку с Одином.

Одного за другим он принес в жертву верховному богу своих сыновей. После убийства седьмого он не мог ходить, но все еще цеплялся за жизнь. После смерти восьмого он даже с кровати встать был не в силах, но убил и девятого.

Ауни прожил еще 10 лет, а когда отдал приказ принести в жертву десятого сына, дружина не позволила совершить преступления и Ауни умер. В родовой памяти он навсегда остался дряхлым сыноубийцей, «сосавшим тюрю».

Саги показывают разное отношение к людям, достигшим преклонного возраста, и к старости. Викинги не хотели ждать смерти в постели, становиться немощными. Но в то же время заботились о стариках и прислушивались к их мудрости.