Найти тему
Николай Никулин

Так является ли "1917" лучшим фильмом года?

Всем привет!
Я не то чтобы на стороне тех, кто кричит во всю глотку: это нечестный прием! Или: уж больно театральный, искусственный. Я на стороне тех, кому стыдно признаться, что этот прием - пресловутый "одним кадром" - впечатляет не меньше толстовского деепричастного нарратива одним предложением.

"Война сделала нас никчемными людьми. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце". Это узнаваемая цитата из книги Ремарка "На западном фронте без перемен". Горькая правда о Первой мировой войне глазами солдат. Тоже самое мы увидим в фильме, который выходит на экраны сегодня, "1917" Сэма Мендеса. В центре внимания - два британских солдата (Джордж Маккэй и Дин-Чарльз Чепмен), оказавшиеся по другую сторону ремарковских баррикад. Военные сводки для них состоят из одной только фразы: «На Восточном фронте без перемен».

Военные фильмы зачастую несут гордное знамя пацифизма: показывать войну - это значит показывать ее ужасы. Сэм Мендес, режиссер таким фильмов как «Красота по-американски», «Дорога перемен», двух картин о Джеймсе Бонде - «Координаты «Скайфолл» и «СПЕКТР» - то есть он не просто взялся ниоткуда, ему не чужд большой голливудский размах, и идея снять военную драма для него - не просто личная история или исповедь, а такой же аттракцион, как любое зрелищное кино. Да, конечно, он не забывает напомнить о губительной силе войны, о том, что нет в ней победителей, а лишь проигравшие, но делает это языком шоу - не зря выбран прием снять фильм якобы «одним кадром». Так, зритель всегда находится внутри действия, он следит за двумя английскими солдатами, которых отправляют через немецкие окопы, чтобы предупредить Второй Девонский полк о засаде. Те ловко, как в компьютерной игре, преодолевают препятствия, перепрыгивая окопы, лужы, реки, мертвых лошадей.

-2

Военная драма уже получила массу кинонаград, включая «Золотой глобус» за лучшую режиссуру и лучший фильм. Впереди Оскар - и конечно, это главный фаворит, несмотря на гордую отрешенность «Ирландца» и завистливую улыбку «Джокера».

-3

Качественно ли это сделано? Несомненно. На самом высоком уровне? Да. Но претензии лишь по одной части: если уж в очередной раз Сэм Мендес решил рассказать правду о войне, то почему же столь театрально? Герои словно проходят уровень за уровнем, встречаясь то с Колином Фёртом, Эндрю Скоттом, Бенедиктом Камбербэтчем - у каждого из них своя мини-роль и свое торжественное появление на экране. Камера трепетно фокусируется на их мимике, пластике, окружающих декорациях, чтобы на время оцепенеть от мизансцены и полететь на тросах куда-то дальше, по окопам, траншеям, полям и лесам. Прием оправдан, он другим и не мог быть, лента снята «одним кадром», потому что и сценарий тут «одним кадром», без «а затем, потом», «в то время как», «между тем». Другой момент, что документализм и правда жизни тут теряется. Но что мы хотели? Европейкий артхаус или все-таки американское кино большого стиля?

Важно, конечно, что это не столько военное кино, сколько Кино - которое с большой буквы, и не важно на какую тему. Потому что затягивает зрителя, заставляет поверить, что натянутая тряпка перед глазами с двигающимися картинками - это правда 24 кадра в секунду.