Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Танцуют все! «Новый Папа» Соррентино о том, как «грех становится нормой» ✝

«Новый Папа»
«Новый Папа»

Сиквел сериала «Молодой Папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем

«Новый Папа»
«Новый Папа»

Извините, начну с цитаты:

«Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта— социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия "нравственность". Есть только понятие "комфорт"», –
сказал Патриарх Кирилл в своем выступлении на Съезде лидеров мировых и традиционных религий.


Красиво сказал Патриарх Кирилл? Красиво. И как будто это было не в 2012, а в 2020 году, и как будто сказано не вообще, а о сериале «Новый Папа» итальянского режиссера
Паоло Соррентино.

«Новый Папа»
«Новый Папа»

Судите сами: пока молодой Папа Пий XIII в исполнении Джуда Лоу лежит в коме, Ватикан все глубже погружается в болото финансовых махинаций и педофильских скандалов, новый Папа (Джон Малкович) больше всего на свете переживает о своем имидже и карьере, а полуголые монахини тем временем выплясывают на неоновом кресте под дискотечное туц-тац.

Казалось бы, провокация за провокацией на каждом шагу, хотя это далеко не панк-молебен в Храме Христа Спасителя и уж тем более не самоубийство Доминика Веннера в Соборе Парижской Богоматери.

Кого же Соррентино хотел эпатировать? А никого. Разве только прогрессивную общественность, которая находится в перманентном экстазе и очень переживает за чувства верующих. Ну, дорогие мои, верующие такое не смотрят, они берегут свои хрупкие чувства в отличие от вас.

«Новый Папа»
«Новый Папа»

В «Новом Папе» в объектив Соррентино попадают абсолютно разные группы лиц: верующие, грешники, священнослужители, монахини, фанатики, исламисты, беженцы, инвалиды, педофилы, политики. И он смеется буквально над всеми. Есть даже шутка про левую прессу:

Левая пресса все понимает превратно, их даже в домах престарелых уже не читают.


Смешно? Ну так себе. Как и визит постаревшего
Мэрилина Мэнсона к Папе Римскому. Да, забавно, но не более того.

А еще к Папе приходит на аудиенцию постаревшая Шэрон Стоун: у нее, говорят, аномально высокий IQ, при этом ничего умнее легализации однополых браков, в знак протеста против которых и умер писатель Доминик Веннер (наверняка еще один счастливый обладатель высокого IQ), старушка Шэрон из себя так и не выдавила.

Соррентино, кажется, очень нравится снимать немолодые лица крупными планами. Да, в конце концов, мы все умрем, но в «Новом Папе» эта навязчивая эстетизация старости, болезней и недугов принимает какую-то неадекватно глубокую человеконенавистническую форму, и я даже начинаю волноваться за режиссера: куда подевалось его фирменное итальянское жизнелюбие?

«Новый Папа»
«Новый Папа»

Правда, иногда шутки Паоло Соррентино почти удаются. Например, когда герой Малковича вместе с прекрасной Софией из пресс-службы Ватикана (Сесиль Де Франс) смотрят «Беспечного ездока», и София говорит, что фильм устарел: пусть это и жалкая потуга казаться контркультурным, но она хотя бы вызывает улыбку.

«Новый Папа», мягко говоря, нетороплив. Очень нетороплив. Смотришь и думаешь: боже, как же это медленно, даже сериал «Тропиканка» про Рамиро и Серену был поживее! Но адепты Соррентино легко парируют: мол, это же Ватикан, а там все процессы замедлены, и никто никуда не торопится.

А еще вам скажут, что это такой художественный прием, чтобы вы могли в деталях рассмотреть все красивости, которые придумала художник-постановщик Людовика Феррарио.

Действительно, декорации безупречны. Над точной копией Сикстинской капеллы на киностудии Cinecitta работало более 50 художников и дизайнеров, да и выбор скального монастыря в горах Маеллы в Абруццо в качестве одной из локаций достоин всяческих похвал.

«Новый Папа»
«Новый Папа»
Я не слишком религиозный человек, но мне нравится эстетика католической церкви: только не ее помпезное богатство, красота изощренно-идеальных ликов, их утрированная экзальтация, а помещения, недоступные для широкой публики. Я имею в виду скупые кельи монахов, скрытые монастырские дворики, созданные со скромным и уютным минимализмом. Есть в этом что-то привлекательное для меня лично.
Паоло Соррентино в интервью газете Коммерсантъ

Паоло Соррентино
Паоло Соррентино

Да, художественное наполнение фильма замечательное, но какой в этом толк, если грех уже стал нормой? Какой смысл в цитировании классических композиций, в идеальных цветовых комбинациях, в визуальном разнообразии интерьеров и архитектуры, если нет главного? Как сказал персонаж Джона Малковича в приветственной речи к пастве: нам всем не хватает нежности.

Вот и режиссеру – даже несмотря на изобилие декораций, интеллектуальные диалоги, вариативность актерского таланта Джона Малковича, несмотря на стремление провоцировать и удивлять, – Соррентино не хватило нежности, хрупкости, нюансов и любви – всего того, что предполагает любое вероисповедание, каким бы оно ни было.

Возможно, именно поэтому после фильма и возникает некоторое чувство тошноты от увиденного – опять же, несмотря на отдельные позитивные моменты. И хочется включить старое-доброе «Евангелие от Матфея» знаменитого соотечественника Соррентино, Пьера Паоло Пазолини, потому что, сколько ни старайся, новой Библии (в отличие от нового айфона) уже не будет.

«Новый Папа»
«Новый Папа»

Ставьте лайки👍Делитесь с друзьям‍и👫Подписывайтесь на канал💡