Найти в Дзене

Я в тебя верю

Оглавление

В психологии существует очень интересное понятие - выученная беспомощность. Это такое состояние человека, при котором он настолько привык к неудачам после нескольких попыток действовать, что уже просто не стремится что-то предпринимать, хотя мог бы это сделать. Он легко мирится с неудовлетворенностью ситуацией и разными негативными последствиями. Возможно, каждый из нас хоть раз в жизни испытывал состояние выученной беспомощности. И, к сожалению, дети здесь не являются исключением.

Экзамены в 9 и 11 классах - большой стресс для любого ученика. В этот период резко возрастают требования к нему со стороны учителей и родителей, требования к самому себе. Ребенок остро нуждается в поддержке и одобрении, но, увы, далеко не всегда их получает. Более того, некоторые школьные преподаватели с целью «мотивации» или же с целью обезопасить себя активно отговаривают ученика сдавать их предмет из-за его сложности или даже утверждают, что ребенок не сможет набрать хорошее количество баллов. А теперь представим, что вдобавок к этому мальчику или девочке присущи неуверенность и низкая самооценка и неоткуда получить заверения в обратном. Получается, что ученик слышит только негатив о себе и своих способностях, за счет чего и формируется состоянии выученной беспомощности. И в этом случае его достижения вряд ли действительно будут высокими.

Можно ли найти выход из данной ситуации? Помочь ребенку поверить в себя, повысить эффективность подготовки и улучшить результаты сдачи экзаменов? Конечно! Нужно только приложить небольшое усилие. И вот что я предлагаю.

5 практических советов

На мой взгляд, первая обязанность родителей и педагогов - поддержать ребенка в его начинаниях и показать, что он многое может, если постарается. Достигнуть этого помогут следующие советы.

Верьте в ребенка

Просто верьте в то, что он способный, что сможет добиться хороших результатов, если приложит усилие. И, самое главное, не бойтесь показать ему это. Разумеется, я не призываю к неумным похвалам и формированию у ученика уверенности, что результат будет высоким вне зависимости от его вклада в это. То есть ни в коем случае не нужно заверять детей в том, что они настолько хороши, что достигнут успеха даже без подготовки. Подобный подход не будет эффективным, так как ведет к расслаблению и лени. Но необходимо уверить ребенка в том, что он МОЖЕТ хорошо подготовиться, понять, усвоить тему, справиться с тестом и набрать нужное количество баллов. Для этого ему нужно только старание и желание.

Не ругайте за ошибки

Хорошие результаты могут быть достигнуты далеко не сразу: по мере подготовки, решения задач и написания различных тестов неизменно будут возникать ошибки. Когда это происходит, не выражайте недовольства, откажитесь от фраз типа «А тебе говорили, что это сложно», «Вот поэтому учитель и не хотел допускать тебя» и т.д., не начинайте сомневаться в дальнейших успехах и не отговаривайте от сдачи. В этом случае можно просто сказать: «Сейчас у тебя не очень получилось. Наверное, ты переволновался или уделил мало внимания подготовке. Но не расстраивайся, а просто учти свои ошибки и предприми все, чтобы не повторить их в будущем. Я в тебя верю». Будет очень здорово, если вам удастся передать ребенку уверенность в том, что это нетипичный для него результат. Что это следствие его неуверенности или пробелов в знаниях, которые можно восполнить, а не «потолок» его способностей.

Хвалите за успехи, но в меру

Не оставляйте без внимания даже мелкие достижения и прогресс. Старайтесь поощрять любознательность, стремление заниматься и получать новые знания. Причем в похвале должно содержаться конкретное указание, за что ребенок ее получает. И это не обязательно должно выражаться в чем-то материальном: например, фраза «Молодец! Я вижу, как качественно ты изучил эту тему» сама по себе будет хорошей поддержкой и стимулом для ученика и дальше прилагать старания.

Не удивляйтесь результатам, если они превосходят ваши ожидания

Достижения детей могут быть значительно лучше, чем изначально полагали вы и сам ребенок. Когда это происходит, не акцентируйте внимание на неожиданности высокого результата, а наоборот покажите, что даже не сомневались в нем. Пусть ученик почувствует, что хорошие баллы - это не что-то фантастическое, чего больше может не повториться, а заслуженный и обоснованный личный успех. В противном случае у детей может сформироваться восприятие хорошего результата как чего-то случайного, для них не свойственного, в связи с чем дальнейшие достижения могут стать хуже.

Помогайте ребенку по мере возможности и не отказывайтесь выслушать его

Совершенно естественно, что сейчас родители уже не помнят большую часть школьной программы, но это не повод отказывать ребенку в помощи, если он ее просит. Если чего-то не помните или не знаете, займитесь освоением материала вместе: это будет способствовать не только стимуляции к учебе, но и улучшению детско-родительских отношений. Также всегда внимательно слушайте, что говорит вам ребенок о процессе подготовки и своих успехах, интересуйтесь ими и сами предлагайте помощь, если что-то идет не так.

Именно этих принципов я придерживаюсь, работая с детьми, подготавливая их к сдаче экзаменов. И это реально работает. Когда ребенку внушают, что он может, он постепенно и сам в этом убеждается, а с убежденностью приходит и успех. Кроме того, срабатывает и еще один фактор: если ученик чувствует веру в себя со стороны родителей и педагога, то прилагает больше стараний, так как не хочет разочаровать взрослого.

Кажется, что это очень очевидные рекомендации, но в реальности используются они редко. Поэтому просто проверьте, как часто вы следуете этим принципам, и старайтесь постоянно применять их для помощи ребенку в стрессовой для него ситуации подготовки к экзамену.

© Михеева Ксения, 2020

-2