Мы продолжаем серию публикаций об одном из самых интересных направлений альтернативных инвестиций – арт-рынке. Определившись с основными преимуществами и направлениями, поговорим о том, где и как именно можно покупать и продавать художественные объекты. Тема сегодняшнего материала – аукционы и галереи.
Крупнейшие аукционные дома мира, такие как Christie's и Sotheby's, по праву считаются столпами и символами международного рынка предметов искусства. Они проводят сотни аукционов в год в десятках аукционах, открывают офисы в самых известных мировых столицах - вот только Россию эта активность по большей части обходит стороной.
Впрочем, с каждым годом доля предметов, продаваемая на онлайн-аукционах, неуклонно растет, и практически все аукционные дома обзаводятся собственными интернет-представительствами. Кроме того, появляется все больше онлайн-торгов, изначально делающих ставку только на виртуальное пространство.
Среди наиболее интересных арт-аукционов, проводимым на территории России, можно выделить такие проекты, как «Арт-4», «Артлот-24», «Совком», «Владей». Все они предоставляют достаточно широкий выбор предметов искусства с достаточно низким порогом входа.
Важно отметить, что все аукционные дома берут комиссию за свои услуги - в среднем она составляет от 5 до 20% от стоимости приобретенной вещи. Кроме того, при участии в торгах стоит обращать внимание на оценочную стоимость (estimated value, эстимейт) предметов, определяемую экспертами аукционного дома, т.к. правила некоторых аукционов запрещают продавать лоты, если выигравшая ставка не достигла эстимейта.
В отличие от аукционных домов, выставляющих на торги арт-объекты самых разных эпох и направлений, большинство галерей предпочитает продавать только современное искусство – в первую очередь, изобразительное. Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах нет недостатка в частных художественных галереях – они на регулярной основе проводят выставки-продажи, организуют специальные торги и т.д. Как и в случае с аукционами, значительное число галерей имеет свои интернет-магазины – или же работает исключительно онлайн.