Друзья! Стереотипом отношений между мужчиной и женщиной нашего века является формула - "агрессивная самка и покорный самец". Однако, как выясняется, такой тандем существовал всегда. И страсть мужчины к сильной психопатической особе, с ярко выраженным каузальным планом тонкого тела, является, по всей видимости, некой биологической целесообразностью.
Итак. Трагедия.
Действие первое.
Годы и годы томительной страсти. Сперва юноши к чудо-ребёнку, пианистке-виртуозу.
Борьба с её отцом, преодоление мучительных месяцев разлук и расстояний, записки, минутные встречи тайком и урывками. Одним словом, романтика молодости. А главное, - это она , еще подростком, активно объяснила мужчине, что является , и всегда будет являться, его единственной любовью. Пианистке нужен был свой композитор.
Действие второе.
Желанный брак, проклятие отца, нищета, суды со свёкром за имущество невесты. И, наконец, счастливый союз двух сердец, - пианистки и композитора.
А также - из года в год непрерывное пополнение семейства , и панические попытки Роберта высчитать, откуда же появилось восемь детей.
Ну как не вспомнить тут отца Моцарта Леопольда, ужаснувшегося письму сына о том, как прекрасна опера в Вене.
" Сын мой, - тут же написал отец, понявший, что Моцарт влюбился в певицу, - заклинаю тебя! Если не хочешь кончить жизнь в нищете, на соломенном тюфяке, окружённым толпой голодных детей, не женись, и держись подальше от женской юбки!". К слову сказать, когда Моцарт всё же женился, отец отрёкся от него, прервав навсегда все отношения с сыном".
Отца Шумана к моменту его брака давно не было в живых. Посоветовать было некому. И наступили тяжёлые времена "с соломенным тюфяком".
Не унывает лишь жена. Она рвётся из дома, подальше от детей, на сцену, выступать с концертами, ведь надо зарабатывать на жизнь ! Так объясняет она мужу.
Она с радостью едет на гастроли даже в холодную Россию, где ей нравится всё, но вот муж серьёзно заболевает, не вынеся сурового климата.
Поистине - железная леди!
Действие третье.
Деус экс макина. В их доме появляется молодой герой, тоже композитор, чьи сочиненья также можно теперь исполнять. Это отличный вариант ! Ведь пианистке нужна новая программа.
Новый возлюбленный младше Клары на тринадцать лет.
Старый и больной муж, который больше не нужен, галантно пытается устраниться, и идёт топиться. И, о комедия жизни !
Вытащившие его из ледяной реки рабочие ведут автора знаменитого "Карнавала" через веселящуюся толпу в масках. На улице в это время проходит карнавал.
Удручённый Шуман соглашается "на время" лечь в психиатрическую лечебницу.
Он не подозревает о коварных планах своей Кьярины.
И, наконец, - жестокий финал.
Заперт пожизненно по прямому указанию жены. Объявлен сумасшедшим.
Без права прогулок и приближения к фортепьяно.
С регулярным ледяным душем и привязываньем к кровати.
К слову сказать, спустя три десятилетия, в другой психиатрической лечебнице , Ван Гогу будут прописывать трёхчасовые тёплые ванны. Но теплолюбивому Шуману было подобрано "специальное" для него лечение.
И под занавес жизни этого самого романтичного из века романтиков, -
полнейшее отчаянье , провалившиеся попытки спасения Роберта друзьями , понимающими весь ужас происходящего, и смерть в 45 лет.
Вызволить Шумана попыталась Беттина фон Арним. Женщина, приехав в клинику в апреле 1854 года, найдет Шумана совершенно изможденным, но вполне нормальным и в здравом уме , и тотчас напишет Кларе, умоляя забрать супруга домой! Напишет, что диагнозу нельзя верить, и поставивший его врач сам глубокий ипохондрик. Безрезультатно. Клара в этот момент поехала знакомиться с матерью Брамса. К сожалению, после визита в клинику уже немолодую Беттину сразил удар. Она была последней надеждой Шумана.
Мадам -богомол, уверенная в том, что со стороны молодого Брамса теперь последует немедленное предложение руки и сердца, остаётся ни с чем.
Поняв, какую роль он сыграл в этой ужасной трагедии, Брамс , ставший , к слову сказать, к тому моменту незаменимой нянькой для её детей, вмиг бросает пианистку и её семейство, и до конца своих дней терзается муками совести.
А что же наша героиня ?
Она продолжает жить ярко и с успехом концертировать, нисколько не волнуясь о детях.
Одного из сыновей она также запихивает в психушку. Узнав о смерти другого, идёт спокойно давать концерт.
И до конца своих дней держит при себе, не отпуская ни на шаг, в качестве ассистентки и помощницы дочь Марию.
Эта дьявольски сильная и жадная до жизни женщина прожила долгую жизнь. Вот, что можно прочитать о ней в википедии :
Клара Жозефина Вик Шуман (нем.Clara Josephine Wieck Schumann (1819 - 1896 гг.)— немецкая пианистка, композитор и педагог. Считается одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма, влиятельным учителем и композитором. Начиная с 1840 года — жена и первая исполнительница сочинений Роберта Шумана. Также была первой исполнительницей сочинений Иоганнеса Брамса.
При написании статьи были использованы материалы работы Андрея Гаврилова "Клара Шуман" 2018 год.
***************************************
Читайте здесь про другую дьявольскую пианистку 19 века, девушку-ландыш, жену Карла Брюллова Эмилию Тимм.
Карл Брюллов. Потрет Эмилии Тимм, подчёркивающий ее сходство с ландышем.
https://zen.yandex.ru/media/id/5c84d62746ebf300b3def320/o-tom-kak-devushkalandysh-pianistka-emiliia-timm-razrushila-jizn-karla-briullova-5e4190a2f9c5dc78d421fad2
Все фото взяты из открытых источников.