Советские автомобили успешно продавались в зарубежных странах, причем не только в Восточном блоке, где зачастую нашу продукцию брали в добровольно-принудительном порядке, но и других странах Запада.
Впервые с нашими автомобилями широкая европейская публика познакомилась на Парижской всемирной выставке-1937.
ГАЗ-М20 «Победа» (1949)
Первая, самостоятельно разработанная советским автопромом, легковая машина, которая получила большую популярность за границей. Данную машину особенно сильно оценили и полюбили заграничные таксисты за её просторный салон и багажник, а так же представительную внешность и комфортную езду, которую обеспечивала независимая подвеска.
«Победы» вышли на международный рынок только в 1950 году за границу их уехало около 5 тысяч - десятая часть от общего производства.
В Финляндии таксопарки в современном понимании появились именно благодаря экспортной «Победе».
Москвич-412
Первая модель Москвич-412 пустилась в 1967 году. А В 1968 году компания уже отправила сове детище на ралли «Лондон-Сидней». Правда гоночную модель немного отличалась от серийной версии, в ней была доработана подвеска и приборная панель, а так же был установлен дополнительный бензобак. На ралли «Лондон-Сидней» Москвич-412 занял почетное 4 место из 96 возможных. Что уже вызвало у публики большой интерес к данной машине, но это было только начало… На ралли «Тур Европы-71» Москвич-412 занял уже 1 призовое место. После столь ошеломительного события Москвич-412 стал массово уходить на экспорт в другие страны.
В 1960-м за рубеж было отправлено 30 тыс. советских москвичей. В 1970-м — уже 84 тысячи с учётом Азии, Африки и Варшавского блока. Особенно продукцию нашего автопрома ценили в Скандинавии и Финляндии за неприхотливость и устойчивость к морозам.
В лучшие годы доля экспорта «Москвичей» составляла 55-75% от общего объёма производства. В Бельгии даже работал завод, собиравший их для местного рынка из машинокомплектов под маркой Scaldia.
ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год.
В Брюсселе на всемирной выставке 1958 года «Волга» была признана лучшим автомобилем на континенте, после данного заявления автомобиль начали покупать в 75 странах, попутно слагая легенды о неубиваймости автомобиля.
Одна из легенд гласит, что московские дипломаты рассекая на «Волге» по набережной Каира случайно угодили в Нил. Машину вытащили на берег, завели с полоборота — и покатили дальше!
«Волга» первый советский автомобиль, имевший серийную модификацию с правым рулём — для продажи англичанам, называвшим её «рабочей лошадью». А бельгийцы именовали её ещё более прямолинейно: «танк на колёсах».
ВАЗ-2121 «Нива»
Подписан приказ Минавтопрома о постановке на производство новой модели – автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». 1976 год, январь.
Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно 1978 год. Приводятся цифры, что в первый год «Нива» захватила около 40% всего европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников создала именно «Нива»
Занятно, что в СССР «Нива» особой популярностью не пользовалась: для настоящей грязи — жалко, для семейного городского авто — маловместительная.
В Австрию «Нива» поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию — Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.