В моем детстве самым страшным наказанием было молчание мамы. Вот когда закричит, поставит в угол - это не страшно. Можно тихо ненавидеть своих родителей и думать, что ты прав - это они такие плохие. Потом скороговоркой произнести заученные слова: "Прости, больше никогда так делать не буду", - и забыть. Намертво забыть, что обещал, и вот уже сам удивляешься - как это снова на те же грабли...
Рассказывают, что когда мне было четыре года, моя тетя наказала меня - поставила в угол в огромной коммунальной кухне. Наказала и ...забыла.
Побежала в магазин, там встретила подружку и заболталась с ней часа на два. Соседи жалели меня, уговаривали выйти из угла, тети все равно дома нет. Но я, оказывается, стояла в этом углу, как часовой. Тогда сердобольный старичок принес из своей комнаты табурет, уговаривал сесть на него в этом же углу. Но и на такие послабления не согласилась; упорно стояла, стараясь не шевелиться. Когда мама пришла меня забирать, я уже спала, в том же углу, только теперь сидя на корточках. Ведь контролировать себя во сне не умела.
Дядюшка как-то меня за ухо подергал, когда я самозабвенно дразнила мальчишку из соседнего дома. Потом посадил к себе на колени, видимо, сожалея о случившемся - рассказывал, что в его детстве маленьких именинников тянули за ушки, чтобы они быстрей росли. Еще он говорил, что все центры, которые руководят нашими поступками в ушных раковинах спрятаны. Я ему верила, поэтому больше никого не дразнила. Наказание это было не больным, но когда меня вели домой, держа за ушко, это было очень обидно. Достаточно было ему произнести веселым голосом: "Ну-ка я сейчас за ушко - да на солнышко..." Мы, дети, быстро утихомиривались.
Молчание моей мамы длилось недолго, но мне казалось бесконечным. За это время отторжения успеешь все передумать, уж тогда клятву "больше не буду " сам себе даешь. Потом, когда примирение наступает, и мама рассказывает, как ей за меня стыдно было - маму ужасно жалко становится, и страх лишиться ее общения заставляет контролировать свои поступки.
Но главное - знаешь, что она тебя любит. Как-то уже повзрослев я ей рассказала о своих чувствах, она ответила, что в этот момент ее обуревал сильный гнев, и она очень боялась сорваться. Хотя долго с ребенком в такую игру "молчанку" играть не стоит. Вот мамина сестра хвасталась, что может целую неделю не разговаривать со своими дочерьми. Теперь она старенькая и очень страдает, когда они замыкаются в себе. А они совсем не чувствуют, что этим наказывают ее.
Как-то мой сын очень провинился. Думаю, если сейчас открою рот, то долго его не закрою, вспомню все его прегрешения. Решила - вот уляжется мой гнев, тогда поговорим. Посмотрела на него строго и сказала: "На эту тему поговорим завтра".
Хлопот по дому много, я и забыла о своей угрозе. А вечером подходит ко мне двенадцатилетний парень и просит:
- Поговори со мной сейчас, а то я не усну.
- О чем? - опешила я .
- Ну обо мне, я не со зла это сделал...
Тогда я подумала, как хорошо, что не стала ругаться, когда мы были оба, что называется "в запале". Ведь в тот момент он мог грубо ответить мне или даже сбежать из дома. Поступок-то уже совершен, и я ничего бы не изменила - только бы испортила отношения с сыном. А оно мне надо?
С ужасом узнавала, что в детстве моих друзей "лупили" ремнем, запирали в темном чулане, оставляли без ужина. Вот рассказывает моя подруга: они с друзьями ходили в театр, спектакль ужасно понравился. Долго простояли на остановке - не было автобуса, на такси денег нет. Вернулась домой на час позднее. Мама в коридоре надавала молча тычков со словами: "Марш в свою комнату, пока отец тебя не увидел!". Потом месяц на улицу не отпускала, так и не узнав у девочки, понравился ли ей спектакль, и как до дома добиралась. Ведь в ту пору не было мобильных телефонов. В тот вечер решила моя подружка хоть какими судьбами семейный очаг покинуть. Мамы давно в живых нет, а дочь до сих пор такое наказание забыть не может. И вечно ее преследует страх опоздать и... всегда опаздывает.
Мы, родители, весьма изобретательны в своих наказаниях. Потому что любим своих детей, хотим вырастить их счастливыми и успешными. Не позволяем им дурно вести себя на улице - потому что это опасно для их жизни и здоровья. Очень о них заботимся. Но у нас вечно не хватает времени выслушать, разобраться, почему не любят, не хотят, не могут... А жаль. Ведь когда у нас, наконец, появится это время, они уже не будут нуждаться в наших советах, в нашем сочувствии. И, скорее всего, их не будет уже интересовать, почему мы чего-то не любим, почему мы не хотим, почему мы не можем. И нам совсем не легче оттого, что они не поставят нас в угол, не запрут в чулане и не "отлупят" ремнем.
Подписывайтесь на мой канал, если вам было интересно, я всегда рада вашим комментариям, и конечно, ставьте лайки. Спасибо!