Найти в Дзене
Сити x M24

«Кома»: чем хороша российская версия «Матрицы»

Отвечает кинокритик Егор Москвитин

Фото: «Централ Партнершип»
Фото: «Централ Партнершип»

Российский фильм, который на уровне концепции и трейлера казался попыткой (заведомо обреченной, но тем не менее благородной) снять нашу собственную версию «Начала». С поражающим воображение миром снов и сюжетом – головоломкой о людях, застрявших в этих снах. Но в итоге ориентиром «Комы» оказалось не «Начало», а «Матрица» с ее фундаментальной историей об иллюзорности бытия и становлении избранного героя. И этот проверенный сюжетный каркас позволяет российскому фильму оставаться целостным – и потому интересным – очень долго. Здесь тоже есть надстройка над реальностью – причудливый и опасный мир, в котором живут люди, впавшие в кому. Эта вселенная сплетена из их общих воспоминаний. Поэтому брусчатка московской Красной площади в нем может привести к парижской Триумфальной арке. Законы физики здесь тоже не работают, и это помогает героям спасаться от монстров из черного дыма, именуемых Жнецами. Последние – местные агенты Смиты – регуляторы от системы, которые ищут бунтарей. Вместо Морфеуса в российском фильме – лидер сопротивления в исполнении Константина Лавроненко. Вместо Тринити – Любовь Аксенова. Вместо ревнивого Сайфера – Антон Пампушный. А Нео – Риналь Мухаметов. Его герой находится в коме совсем недавно, но за него уже все вокруг готовы умереть.

Фото: «Централ Партнершип»
Фото: «Централ Партнершип»

Пока наш фильм следует логике «Матрицы» (примерно две трети хронометража), его действительно интересно смотреть. Фокусы с геометрией пространств, искажение законов физики и неожиданные сходства со «Сталкером» и «Аннигиляцией» увлекают и вызывают уважение: красиво, складно, ловко. Простые и трогательные отношения между героями не отвлекают зрителя от сказки: симпатичным актерам есть что играть – и ладно. Совершенно фантастическим предложенным обстоятельствам оказывается легко сопереживать.

Но в третьем акте с фильмом происходит беда. И все потому, что он вдруг решает объяснить всю свою сюжетную интригу не действиями, как положено боевику, а словами. И динамика как по щелчку исчезает, а герой Константина Лавроненко начинает произносить длинные монологи о том, как устроен мир комы. Долгие и предсказуемые объяснения заставляют фильм рассыпаться точно так же, как рассыпаются сновидения персонажей, которые вот-вот проснутся. Драматичной развязки не происходит. Правда, уже ближе к титрам будет еще один финал как раз в духе «Начала» и «Острова проклятых», и он вернет фильму напряжение. Но сумбурный третий акт все равно портит впечатление от искусно написанных, поставленных и сыгранных первых двух. С другой стороны, для российской научной фантастики «Кома» – все равно большой шаг вперед. В голливудском эпосе «К звездам» тоже никудышная концовка, но это не повод отказываться от захватывающего пути к ней.