Найти в Дзене
Amiirushka

Истоки марокканского стиля (фото)

Оглавление

Удачное расположение Марокко на пересечении торговых путей Африки Европы и Азии, в результате позволило ему впитать в себя традиции и искусство каждой из этих сторон света. Я бы сказала, что марокканская культура является эстетическим смешением, влияние на которую оказывалось на протяжении многих веков и многими народами, в зависимости от исторических завоеваний. Марокканский стиль образовался благодаря четырём разным стилям, а именно:

  1. Берберский (африканский)
  2. Арабо-мусульманский
  3. Андалузийский/ мавританский
  4. Французский

ВЛИЯНИЕ БЕРБЕРОВ

Базой марокканского стиля смело можно назвать архитектурное влияние берберов — африканского народа, который жил в пустынях и горах Марокко с доисторических времен и его потомков, сформировавших несколько могучих династий.

Архитектура берберов — это крепости, именуемые Касба (kasbah), которые служили защитой от нападок и от жары, а также из которых повелители горного Атласа могли контролировать перемещения караванов на дальние расстояния.

касба Таурирт
касба Таурирт

Вне зависимости от положения обитателей касбы она имела определенный план. Внушительные стены, образующие квадрат, к верху немного скошены вовнутрь, а по четырём углам стояли дозорные зубчатые башни.

касба Амерхидилов
касба Амерхидилов

Касбы строились из кирпичей, произведенных вручную, из смеси красноватой глины, воды и соломы. Получившуюся смесь, разлив по формам, высушивали на солнце до твердого состояния.

Грубые деревянные балки служили опорами и задавали габариты строению. Декорировали касбы тоже весьма оригинально: верхний ярус стен украшали вдавленным грубым геометрическим узором и глухими арками.

ресторан традиционной кухни Dar Naji в Танжере
ресторан традиционной кухни Dar Naji в Танжере

Из этого периода современный марокканский стиль позаимствовал в первую очередь массивность домов и грубую непроницаемость внешних глиняных стен с узорчатой дверью.

Самая популярная ныне касба находится в городе Уарзазат — Айт Бен-Хадду. Место настолько излюбленное голливудскими режиссёрами для съёмок, что рядом даже выстроился целый город-киностудия под открытым небом.

Айт Бен Хадду в Уарзазате
Айт Бен Хадду в Уарзазате

ВЛИЯНИЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

После вторжения арабских армий в Марокко в 682 г. установилась власть ислама с последующим смешением культур и объедением племён, обогащая друг друга традициями. Некоторые национальные жанры или сюжетные линии приобрели общемусульманское значение. Впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура стала единой.

В то время Марокко стало центром империи, охватывающим Тунис, Ливию, Алжир, а также часть современной Испании и Португалии и другие владения бывшего Арабского халифата — называемой Магрибом. Наряду с новой религией и языком, пополнилась и библиотека художественных образов, техник и материалов.

Традиционные исламские принципы запрещают изображение живых людей, используются детально разработанные узоры, состоящие из звезд и других геометрических фигур, абстрактные растительные формы и витиеватые надписи.

узор на двери
узор на двери

Арабы также внедрили новую цветовую палитру, основанную на великолепной бело-голубой глазированной плитке, сделанной персидскими мастерами, на которых в свою очередь ранее оказала влияние Китайская керамика. Из этой же эпохи вышли ставшие в наше время традиционными марокканские дома — риады — с замкнутыми внутренними двориками, обнесённые колоннадами и похожими на сады.

риад Salam в Фесе
риад Salam в Фесе

Фризы на стенах с арабской каллиграфией стихов из Корана, прямые, смягчены извилистыми волнообразными линиями, дверные проемы в форме стрельчатых арок, напоминающих купола. Эти детали, характерные для исламской архитектуры, привнесли в марокканский архитектурный стиль воздушную легкость, характерную для мечетей.

АНДАЛУЗИЙСКИЙ ДИЗАЙН

После покорения северной Африки, арабская армия вторглась в Испанию, где и осела с начала восьмого века. Таким образом, был установлена ещё одна составляющая марокканского стиля — испано-мусульманский стиль, также известный как андалузийский или мавританский.

Он представлен смесью арабского и берберского с испано-романской культурой южной Испании. На протяжении нескольких веков исламские и еврейские мастера, путешествуя через Гибралтар, распространяли этот экзотический гибрид из ближневосточного и средиземноморского влияния на архитектуру, ландшафт, музыку, кухню.

Андалузийский стиль достиг пика расцвета в 11-13 вв. во время которого строились дворцы, мечети и университеты в столицах Испании и Марокко самыми великими династиями. Основные два сооружения продолжающих свидетельствовать о величественной красоте андалузийского дизайна — это дворец Альамбра в Гранаде и Университет Аль-Карауийин в Фесе.

мечеть при университете Аль-Карауийин
мечеть при университете Аль-Карауийин

Основу андалузийского дизайна составляют две технологии — зеллиж и таделакт.

Зеллиж — разноцветная мозаичная плитка, размером как правило не более 3х3 см, уложенная сложным рисунком, чаще геометрическим орнаментом. Ею могут украшаться стены, полы, колонны, фонтаны.

Таделакт — водоустойчивая штукатурка из смеси песка, негашеной извести и земляных пигментов. При использовании этой технологии стены приобретают неровную фактуру, напоминающую мрамор, теплые оттенки от темно-коричневого до светло-табачного.

Для меня именно этот период является самой яркой ассоциацией с марокканским стилем. Ведь Марокко без мозаики — не Марокко.

ФРАНЦУЗСКИЙ АРТ-ДЕКО

Французы добавили последний штрих в формирование нового марокканского стиля во время их протектората с 1912 по 1956 гг., дополнив его чистотой линий, четкостью геометрии, и объемностью Арт-деко. К счастью они отнеслись с почтением к существующей архитектуре, вместо того чтобы разрушать старые городские стены, они строили новые вне стен старого города — медины, тем самым расширяя границы города.

Ими внедрены европейские техники строительства и архитектуры для возведения зданий в стиле Арт-деко, зачастую украшая марокканским орнаментом, выложенным из плиток, деревянной резьбой, фризами со сложной лепниной, деревянными потолками. Чистыми геометрическими линиями, буйными красками, андалузский декор доказал, что является прекрасным дополнением к Арт-деко.

Демонстрацией подобной гармонии является например отель La Mamounia в Маракеше, открытый с 1923 г., а ныне признанный самым шикарным отелем Африки.

отель La Mamounia
отель La Mamounia
СПА-зона в La Mamounia
СПА-зона в La Mamounia

Такое сочетание культур выразилось в эклектичном сочетании теплых тонов терракота, охры, песочного, белого цветов с контрастными кобальтово-синим, ультрамарином и изумрудно-зеленым и вкраплениями красного и фиолетового.

Получается этакая вибрирующая игра цвета, действующая возбуждающе, задающая импульсивность, где бы она не применялась.

вход в отель La Mamounia
вход в отель La Mamounia

Спасибо, что дочитали!