Удачное расположение Марокко на пересечении торговых путей Африки Европы и Азии, в результате позволило ему впитать в себя традиции и искусство каждой из этих сторон света. Я бы сказала, что марокканская культура является эстетическим смешением, влияние на которую оказывалось на протяжении многих веков и многими народами, в зависимости от исторических завоеваний. Марокканский стиль образовался благодаря четырём разным стилям, а именно:
- Берберский (африканский)
- Арабо-мусульманский
- Андалузийский/ мавританский
- Французский
ВЛИЯНИЕ БЕРБЕРОВ
Базой марокканского стиля смело можно назвать архитектурное влияние берберов — африканского народа, который жил в пустынях и горах Марокко с доисторических времен и его потомков, сформировавших несколько могучих династий.
Архитектура берберов — это крепости, именуемые Касба (kasbah), которые служили защитой от нападок и от жары, а также из которых повелители горного Атласа могли контролировать перемещения караванов на дальние расстояния.
Вне зависимости от положения обитателей касбы она имела определенный план. Внушительные стены, образующие квадрат, к верху немного скошены вовнутрь, а по четырём углам стояли дозорные зубчатые башни.
Касбы строились из кирпичей, произведенных вручную, из смеси красноватой глины, воды и соломы. Получившуюся смесь, разлив по формам, высушивали на солнце до твердого состояния.
Грубые деревянные балки служили опорами и задавали габариты строению. Декорировали касбы тоже весьма оригинально: верхний ярус стен украшали вдавленным грубым геометрическим узором и глухими арками.
Из этого периода современный марокканский стиль позаимствовал в первую очередь массивность домов и грубую непроницаемость внешних глиняных стен с узорчатой дверью.
Самая популярная ныне касба находится в городе Уарзазат — Айт Бен-Хадду. Место настолько излюбленное голливудскими режиссёрами для съёмок, что рядом даже выстроился целый город-киностудия под открытым небом.
ВЛИЯНИЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
После вторжения арабских армий в Марокко в 682 г. установилась власть ислама с последующим смешением культур и объедением племён, обогащая друг друга традициями. Некоторые национальные жанры или сюжетные линии приобрели общемусульманское значение. Впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура стала единой.
В то время Марокко стало центром империи, охватывающим Тунис, Ливию, Алжир, а также часть современной Испании и Португалии и другие владения бывшего Арабского халифата — называемой Магрибом. Наряду с новой религией и языком, пополнилась и библиотека художественных образов, техник и материалов.
Традиционные исламские принципы запрещают изображение живых людей, используются детально разработанные узоры, состоящие из звезд и других геометрических фигур, абстрактные растительные формы и витиеватые надписи.
Арабы также внедрили новую цветовую палитру, основанную на великолепной бело-голубой глазированной плитке, сделанной персидскими мастерами, на которых в свою очередь ранее оказала влияние Китайская керамика. Из этой же эпохи вышли ставшие в наше время традиционными марокканские дома — риады — с замкнутыми внутренними двориками, обнесённые колоннадами и похожими на сады.
Фризы на стенах с арабской каллиграфией стихов из Корана, прямые, смягчены извилистыми волнообразными линиями, дверные проемы в форме стрельчатых арок, напоминающих купола. Эти детали, характерные для исламской архитектуры, привнесли в марокканский архитектурный стиль воздушную легкость, характерную для мечетей.
АНДАЛУЗИЙСКИЙ ДИЗАЙН
После покорения северной Африки, арабская армия вторглась в Испанию, где и осела с начала восьмого века. Таким образом, был установлена ещё одна составляющая марокканского стиля — испано-мусульманский стиль, также известный как андалузийский или мавританский.
Он представлен смесью арабского и берберского с испано-романской культурой южной Испании. На протяжении нескольких веков исламские и еврейские мастера, путешествуя через Гибралтар, распространяли этот экзотический гибрид из ближневосточного и средиземноморского влияния на архитектуру, ландшафт, музыку, кухню.
Андалузийский стиль достиг пика расцвета в 11-13 вв. во время которого строились дворцы, мечети и университеты в столицах Испании и Марокко самыми великими династиями. Основные два сооружения продолжающих свидетельствовать о величественной красоте андалузийского дизайна — это дворец Альамбра в Гранаде и Университет Аль-Карауийин в Фесе.
Основу андалузийского дизайна составляют две технологии — зеллиж и таделакт.
Зеллиж — разноцветная мозаичная плитка, размером как правило не более 3х3 см, уложенная сложным рисунком, чаще геометрическим орнаментом. Ею могут украшаться стены, полы, колонны, фонтаны.
Таделакт — водоустойчивая штукатурка из смеси песка, негашеной извести и земляных пигментов. При использовании этой технологии стены приобретают неровную фактуру, напоминающую мрамор, теплые оттенки от темно-коричневого до светло-табачного.
Для меня именно этот период является самой яркой ассоциацией с марокканским стилем. Ведь Марокко без мозаики — не Марокко.
ФРАНЦУЗСКИЙ АРТ-ДЕКО
Французы добавили последний штрих в формирование нового марокканского стиля во время их протектората с 1912 по 1956 гг., дополнив его чистотой линий, четкостью геометрии, и объемностью Арт-деко. К счастью они отнеслись с почтением к существующей архитектуре, вместо того чтобы разрушать старые городские стены, они строили новые вне стен старого города — медины, тем самым расширяя границы города.
Ими внедрены европейские техники строительства и архитектуры для возведения зданий в стиле Арт-деко, зачастую украшая марокканским орнаментом, выложенным из плиток, деревянной резьбой, фризами со сложной лепниной, деревянными потолками. Чистыми геометрическими линиями, буйными красками, андалузский декор доказал, что является прекрасным дополнением к Арт-деко.
Демонстрацией подобной гармонии является например отель La Mamounia в Маракеше, открытый с 1923 г., а ныне признанный самым шикарным отелем Африки.
Такое сочетание культур выразилось в эклектичном сочетании теплых тонов терракота, охры, песочного, белого цветов с контрастными кобальтово-синим, ультрамарином и изумрудно-зеленым и вкраплениями красного и фиолетового.
Получается этакая вибрирующая игра цвета, действующая возбуждающе, задающая импульсивность, где бы она не применялась.
Спасибо, что дочитали!