В страшную блокадную зиму 1942г Эля оказалась в детском доме. С братом Жориком она попала в разные детские дома, но надеялась, что их эвакуируют вместе. Надежды не сбылись и Эля больше никогда не увидит брата, хотя разыскивала его следы везде… Катя, мама Эли погибла при обстреле, Иосиф, отец был убит в ополчении на Пулковских высотах, маленькая сестренка Бети умерла от голода и холода.
Медсестра детского дома, где находилась Эля, пишет от её имени письмо в Сталинабад, бабушке:
«Здравствуйте дорогая бабушка Мария Иосифовна крепко целую вас Эля. Бабушка, я сейчас совсем здорова. Ноги мои могут бегать по дорожке быстро-быстро. Наш детдом всё время эвакуируется и могла бы эвакуироваться и я, но я жду Жорика,чтобы уехать вместе.
Он сейчас находится в больнице,а Бети умерла. Ко мне два раза приходила тётя Люля,но теперь что то не идёт. Милая бабушка,как я эвакуируюсь, то напишу адрес и Вы за мной приедете и возьмёте к себе, или к дедушке.
Мы будем всё время переписываться и не терять связь.В детдоме кормят нас хорошо,но овощей едим мало,а картофеля совсем наверное не увидим. Хлеба нам дают 300 грамм.Каждый день дают масло.
В Ленинграде сейчас уже целая неделя стоит чудесная солнечная погода,а то до этого каждый день шел дождь. Мне очень хочется к вам….
Мария Иосифовна, Это письмо пишет вам медсестра Вера. Хочу сказать вам несколько слов об Эле.Это замечательный ребёнок,очень умная, хозяйственная, выдержанная,дисциплинированная девочка. Не забывайте её. Ваши и письма дедушки из Батуми очень радуют её. Пишите е о городе, о погоде, обо всём. Она всем интересуется.
Сестра Вера. 20.08.1942г г. Ленинград.»
Впоследствии Элю эвакуируют в Красноярский край.
Продолжение следует.
"О фронтовых письмах" Рассказывает директор Фировского краеведческого музея Э И Русанова.