Найти тему

Заметка 5 / Когнитивные потёмки

Оглавление
Изображение pixabay.com/ru/photos/8C-1866597
Изображение pixabay.com/ru/photos/8C-1866597

Как много мы знаем о своей собственной "тёмной коробушке"? Под этим выражением имеется в виду наш мозг и его жизнедеятельность. Практика показывает, что разобраться с собственной головой задача настолько сложная, что порой оказывается едва посильной, не говоря уже о том, чтобы понимать мотивы и ментальное устройство других людей. 

Но "сложность" не отменяет необходимости в этом шаг за шагом разбираться, изучать и продвигаться в понимании. Достижения наук, изучающих работу мозга и всё, что с ней связано, весьма внушительны на сегодняшний день. Узнавать о них крайне интересно, ведь всё это, в конечном итоге, про нас самих. Про наши феномены и завихрени, про уникальность и "тараканов", силу и уязвимость. 

Тема крайне обширная, потянет на целый отдельный блог, поэтому в этом тексте мне бы хотелось поговорить об отдельном явлении, под названием когнитивные искажения. 

В Интернете можно встретить много статей с целыми списками когнитивных искажений и их описанием. Рекомендую к прочтению, дело полезное и занимательное. 

Здесь же я приведу лишь несколько примеров, наглядно объясняющих эту коварную, скрытую от глаз хитрость нашего мозга. 

Когнитивные искажения

Если говорить простым языком, когнитивные искажения - это ошибки мышления, которые свойственны всем людям в той или иной мере. Чаще всего мы даже не подозреваем, что имеем дело с когнитивным искажением и принимаем решение (либо действуем), считая, что это логично, обдуманно и взвешенно.  

Об этих "лазейках" хорошо знают маркетологи и разного рода политтехнологи. Нас ловко проблематизируют, побуждают к покупке, вызывают нужный спектр эмоций и ассоциации, используя практически невидимые для нас методы. Так действуют, конечно же, продвинутые профи, понимающие разницу между сообщением "в лоб" и тонко построенной коммуникацией. 

Чтобы не попадаться на "крючки", либо, чтобы быть как продвинутый профи - в обоих случаях полезно знать о когнитивных искажениях и по-новому посмотреть на мотивы своего поведения, принятия решений и устройство своей "тёмной коробушки", хотя бы в малой её части. 

1. Проклятие знания (Curse of knowledge) 

Обладая каким-то знанием, нам трудно себе представить, что другие этим знанием не обладают. 

Это изрядно затрудняет взаимопонимание, особенно в случае, если, будучи подверженным этому когнитивному искажению, мы пытаемся кому-то что-то объяснить. Если ваш, скажем, друг или преподаватель злится, что вы его не поняли, а он всё подробно "разжевал" - очень вероятно, что в игру могло вступить "проклятие знания", и человек неосознанно не берёт в расчет то, что той базы знаний, которая есть у него, может не быть у вас. 

Когда мы что-то знаем, нам действительно свойственно считать, что другие исходят из тех же знаний, это автоматическая реакция. 

Нужно ли говорить, что маркетологам стоит всё время держать в голове эту возможную ошибку мышления и избегать "проклятия знания" при формулировании сообщения для потребителя. 

2. Мнимая взаимосвязь (Illusory correlation).

В большом объеме данных, зависящих от многих переменных, могут возникать ложные корреляции. 

Речь о том, как можно ошибочно трактовать статистику и выявлять в ней некие взаимосвязи, которые в действительности друг к другу не имеют отношения. 

Для примера приведу довольно известную историю из статистической литературы: в Швеции, ради шутки, посчитали количество аистов, свивших гнёзда и показатели рождаемости за определённый период. Сравнивая данные, выявили положительную корреляцию. Но, понятное дело, это было мнимой взаимосвязью, т.к. на рост и спад рождаемости влияли совершенно другие факторы. 

3. Фундаментальная ошибка атрибуции (Fundamental attribution error).

Интересное явление, связанное с взаимоотношениями людей и присущее практически каждому. 

Если простыми словами: свои успехи мы склонны объяснять тем, что мы молодцы, а чужие - внешними факторами. В случае неуспехов - всё ровно наоборот. 

Пример: если вы по утрам опаздываете на работу, для вас очевидно, что виноваты пробки, перегруженный транспорт, медленный лифт многоэтажки. Если так же опаздывает ваш коллега - виноват он сам и его недисциплинированность. 

Знание этой ошибки позволит адекватнее оценивать собственные суждения о других людях и лучше понимать, как воспринимают наши поступки со стороны. 

4. Неприятие потерь (Loss aversion).

Если мы вложили во что-то свои ресурсы и время, мы не склонны принять то, что оно оказалось неэффективным. Это заблуждение приводит к тому, что мы не можем вовремя отказаться, остановиться, даже если для нас это отрицательная полезность. 

На этом когнитивном искажении завязаны многие механизмы компьютерных и сетевых игр, стратегий экономистов и маркетологов. 

Всё потому, что человеку свойственно подсознательно избегать негативных эмоций. Потеря - более внушительное событие для мозга, нежели приобретение. Поэтому мы продолжаем накапливать ненужные нам вещи, совершать невозвратные траты, продолжать инвестировать в не самую выгодную сделку. 

Если бы вместо нас действовал робот, лишенный эмоций, руководствуясь лишь логикой - такой ошибки бы не случалось. 

5. Апелляция к авторитету (Argumentum ad verecundiam).  

Мы склонны оглядываться на мнение авторитетного лица, упуская факт того, что он тоже может ошибаться. 

Давно известная логическая ошибка, которая, тем не менее, безотказно работает. Вспомните, сколько раз вы впечатлялись рекомендацией своего любимого блогера или иной знаменитости, по-особенному смотря на те товары, которые он(она) упомянул. Приём очень широко используется в рекламных и прочих коммуникациях. 

6. Ошибка выжившего (Survivorship bias). 

Мы воспринимаем только то, что нам известно, и не берем в расчет то, что неизвестно, но существует. 

Отличным примером того, как это работает, является одна история времён Второй мировой войны, откуда, собственно, и пошёл этот термин.

Математику Абрахаму Вальду было поручено решить проблему уменьшения потерь боевой авиатехники союзников. Изучив пробоины от пуль и снарядов на фюзеляже вернувшихся на базу самолётов, Вальд настоял на том, чтобы бронировать те места, которые были относительно "чистые". Потому как это говорило о том, что самолёт может вернуться с имевшимися пробоинами, они были некритичны для полёта, а если снаряд попадает в "чистое место" - самолёт выходит из строя и не возвращается. 

Этот принцип применим ко всем сферам жизни. Очень показательны "ошибки выжившего" в бизнесе. Так называемые "истории успеха", дорогие треннинги и мастер-классы от гуру стартапов, лидеров индустрий, консультантов и прочих - часто это и есть те самые "вернувшиеся на аэродром самолёты". Гораздо полезнее узнать и разобраться в том, что пошло не так у тысяч других бизнесменов. Ведь, как известно, проигравшие не пишут мемуаров, и отрицательный опыт часто выпадает из анализа. Однако он может быть намного полезнее и информативнее. 

7. Склонность к подтверждению своей точки зрения (Confirmation bias).

Нам свойственно воспринимать ту информацию, которая подтверждает наше мнение.

Это заблуждение напрямую связано с тем, как мы воспринимаем окружающий нас мир. 

Если внутри человека живёт, например, страх быть отвергнутым - то вокруг найдутся сотни подтверждений тому, что он и правда никому не нужен, все хотят его использовать в своих целях и оставить ни с чем. Мозг как бы начинает концентрироваться на поиске информации, подтверждающей это внутреннее ощущение. 

Крайняя степень этого состояния - зациклинность. 

Хотя данное свойство мозга является эволюционным, с целью самозащиты и оптимизации мыслительных процессов, невероятную пользу приносит открытость к другим точкам зрения и небоязнь допустить ошибку. Так человек может избежать инстинктивных искаженных восприятий, обогатить и углубить своё мировоззрение. Стремление быть во всём правым чревато зацикливанием и снижением психологического комфорта в долгосрочной перспективе. Как ни странно, но чем больше рядом с вами "несогласных" и людей с иными взглядами - тем лучше для вас, если уметь извлекать из этого пользу. 

Обновление ОС

Ошибки мышления во время работы нашего мозга подобны ошибкам при эксплуатации операционной системы - они имеют свойство накапливаться и приводить к "глюкам" всей системы, которые со временем "тормозят" её работу, а потом и вовсе выводят из строя. 

Поэтому знание об этих механизмах уже само по себе приносит пользу - следующим шагом будет выработка плана по тому, как устранять эти "глюки" на корню и вовремя "обновлять свою ОС".

Работы непочатый край, ибо список когнитивных искажений не мал, но о том, что "если предупрежден - значит вооружен" вы и сами знаете. Так что желаю вам успешно пробираться сквозь "когнитивные потёмки" и брать верх над инстинктивными автоматическими реакциями, препятствующими вашему счастью. 

Ваш, 

Неисправимый Созерцатель