Сегодня уже трудно представить детскую книжку без красивых, ярких добрых иллюстраций. Картинки из любимых детских изданий остаются в памяти на долгие годы. Подумайте о своей самой любимой книге, зачитанной и перечитанной вами в детстве множество раз. Что первое всплывает в вашей памяти? Большинство отвечают: «Иллюстрации». Так что же в детской книге важнее: иллюстрации или текст? А может, они выгодно дополняют друг друга? Если с ценностью текста всё ясно, то чем же полезны картинки? Давайте разберёмся вместе.
Играем вместе с детской книгой
Давно уже известно, что лучший способ увлечь чем-нибудь ребёнка – это поиграть с ним. Чтение должно нести такой же посыл. Чтобы вызвать интерес к книге, нужно преподнести её как развлечение, свободное времяпрепровождение, но никак не обязанность.
В этом случае ребёнок будет вовлечён в процесс чтения. А так как самостоятельно дети начинают читать в 5-6 лет, то до этого возраста ключевую роль играют иллюстрации. Разнообразие и глубина сопровождающих текст картинок помогает малышам познавать этот мир. Они воспринимают чтение как игру и разглядывают изображения с большим удовольствием.
Укрепляем отношения
Чтение книги взрослыми детям помогает им находить общий язык. В этом случае книга представляет собой своеобразную платформу для развития отношений, в том числе доверительных.
Благодаря иллюстрациям этот процесс становится в разы эффективнее. Попробуйте не читать, а рассказывать сюжет книги по картинкам. Вы сразу заметите, как интерес ребёнка к ней повышается. Это взаимодействие между читателем и слушателем является способом сближения, налаживания и укрепления отношений.
Учимся сопереживать
Детские произведения всегда вызывают эмоции у юных читателей благодаря механизмам эмпатии. Во время чтения ребёнок находит своё «Я» и связывает его с героями книжки. Он учится проживать с ними все события и чувствовать то же, что чувствовали они.
Этот механизм работает и во взрослой литературе. Эмоциональный опыт других помогает нам лучше понимать себя, налаживать отношения и сопереживать другим людям. Такое умение очень важно и в процессе социализации ребёнка.
Детям легко считывать всю сложную информацию, заложенную в книге, по иллюстрациям (особенно, если они качественные). Помните – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Развиваем свою культуру
Культура и знания общества, которые помогают человеку развиваться и становиться личностью и гражданином, приобретаются не только в процессе обучения, но и с самого рождения.
Детский рассказ обладает всеми необходимыми составляющими, которые помогут ребёнку сформировать свою личность и унаследовать главные культурные достижения своего общества.
Изображения играют в этом деле немаловажную роль. Вся информация о культуре заключена именно в них: древние народы, исторические личности, чудеса архитектуры, шедевры мировой живописи. Косвенно эти знания содержатся и в детских книгах, поэтому они повышают уровень культуры ребёнка.
Воспитываем моральные ценности
Моральные ценности отвечают за правильное воспитание человека. Они направляют и уравновешивают жизнь в обществе по правилу «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Вся эта игра по развитию культуры, получению эмоций, укреплению отношений и т.д. является идеальной возможностью для воспитания моральных ценностей ребёнка. Более того, она развивает критическое мышление: как вести себя в обществе, не идти на поводу у толпы и самому решать, что хорошо, а что плохо.
Изображения помогают размышлять о вопросах морали благодаря передаче эмоциональной информации. Они заставляют задумываться о моральных вопросах и проводить сложную умственную работу.
Работаем с вниманием
Современный темп жизни с его мобильными устройствами и постоянным общением с другими людьми через интернет способствует снижению внимания, ухудшению памяти, повышенной возбудимости и потере контроля над собой.
Детские иллюстрированные рассказы – незаменимое лекарство от таких губительных факторов. В них используются механизмы, вызывающие интерес ребёнка к чтению. Они полностью занимают его внимание и заставляют пережить определённый опыт.
Все мы видели, как гиперактивные дети, которым трудно сконцентрироваться на какой-то деятельности, как будто по щелчку погружаются в любимые иллюстрированные рассказы. Этого было бы сложно достичь без изображений.
Учимся читать
Мы совершаем ошибку, когда пытаемся привить любовь детей к чтению через принуждение. Например, заставляем читать «Войну и мир» или «Дон Кихота» в средней школе.
Однако прежде чем браться за такие сложные произведения, необходимо сначала показать, как увлекательно читать детские иллюстрированные книги. Любой, кто читал их маленьким детям, видел энтузиазм в их глазах. Это благотворно влияет на их эмоциональное состояние, особенно если книгу для чтения выбирает сам ребёнок.
В процессе восприятия изображений ребёнок постепенно начинает ассоциировать их со словами. Впоследствии ему становится проще воспринимать текст, поскольку опорой для понимания всегда будут служить иллюстрации.
Изображения превращаются в слова, смысл. Поэтому сегодня детские иллюстрированные произведения популярны ещё и как способ пополнения словарного запаса.
Всё это делает иллюстрированные детские книги настоящим сокровищем. Они помогают ребёнку взрослеть и приобретать все необходимые инструменты, которые поддержат его в сложный, но основополагающий период перехода к взрослению. Период, который длится всю жизнь.